Loading...
Броневик "Лаврентий Берия" должен был попасть в РККА ещё до вторжения немцев: а на деле даже не доехал до фронта - новости Подоляка

Броневик «Лаврентий Берия» должен был попасть в РККА ещё до вторжения немцев: а на деле даже не доехал до фронта

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
2
+1
1
+1
0
+1
0
+1
1
+1
2

Все советские самолеты получали обозначения по фамилиям своих конструкторов. Амбициозный и самолюбивый Дыренков попытался перенести эту традицию и на бронетехнику, но там она не прижилась, как, впрочем, и его творения от Д-4 до Д-38.

В середине тридцатых зародился новый почин. Цыганов назвал свою модернизацию танка БТ в честь Сталина, БТ-ИС. А следующую БТ-СВ, чтобы не было обидно и Ворошилову. Его подхватил Котин, все танки, разработанные в его КБ, стали получать названия в честь высших руководителей страны: СМК, КВ, ИС. Правда Кошкин с Морозовым, Гинзбург и Астров от такого проявления подобострастия воздержались.

Последователи нашлись среди разработчиков боевой колесной техники. Серия бронеавтомобилей, созданных в Советском Союзе перед войной получила имя в честь Лаврентия Берии.

К сожалению, он незаслуженно забыт и практически неизвестен. Но мы это исправим.

Броневик "Лаврентий Берия" должен был попасть в РККА ещё до вторжения немцев: а на деле даже не доехал до фронта

Венцом развития этой серии стал ЛБ-62. На войну он не попал и остался всего в двух прототипах, хотя получил восторженные отзывы военных и по планам должен был производится тысячами штук. Он мог стать достойным ответом известному и очень востребованному вермахтом бронеавтомобилю Sd.Kfz. 222, который выпускался и эксплуатировался всю Вторую мировую войну. Более того, по ряду показателей он был лучше немца. О том, что он из себя представлял и почему, несмотря на давление военных, все-таки не пошел в серию и пойдет речь в этой статье.

На первый взгляд в Советском Союзе с бронеавтомобилями все было благополучно. Выпускались они не десятками и сотнями, как в других странах, а тысячами. Сами по себе машины были неплохими, не уступали зарубежным аналогам, а по мощности вооружения даже превосходили. Тем не менее, по мнению военных к концу тридцатых парк бронеавтомобилей РККА стал устаревать. Нужны были новые образцы, превосходящие предшественников по защите и вооружению, но, в первую очередь, по подвижности.

На смену среднему пушечному БА-10 должен был прийти БА-11, которого военные ждали с нетерпением. В замене нуждался и легкий БА-20 с колесной формулой 4х2, не устраивающий военных ни по защите, ни по проходимости. Производили его на заводе ДРО в Выксе, в КБ которого и началась разработка БА-23. В принципе, БА-20 просто решили пересадить на трехосное шасси повышенной проходимости с колесной формулой 6х4. На испытания он вышел в тридцать девятом, уже под названием ЛБ-23. Но имя наркома НКВД не помогло, комиссия пришла к выводу, что запускать его в серийное производство не никакого смысла.

Эстафету подхватили конструкторы ведущего института НАТИ. Изучив иностранный опыт (особенно германский, Sd.Kfz. 222 уже выпускался серийно), они пришли к выводу, что для легкого бронеавтомобиля наиболее оптимальной будет двухосная схема со всеми ведущими колесами (колесная формула 4х4). Разработанный ими БА-НАТИ в УММ РККА быстренько переименовали в ЛБ-НАТИ и поручили изготовление опытного образца выксинскому заводу. ЛБ-НАТИ стал первым советским полноприводным бронеавтомобилем.

Бронеавтомобиль ЛБ-62. Фото в открытом доступе.

Он превосходил по защите и проходимости не только БА-20, но и даже трехосные БА-21 и ЛБ-23. В отличие от Sd.Kfz. 222 он имел полностью закрытый корпус, на котором была установлена серийная башня танка Т-40 со спаркой пулеметов ДТ и ДШК. Однако, был и ряд недостатков. По массе он вылез за пределы ТЗ на 700 кг (4580 кг против 3800), корпус сложной формы (с закругленной кормой, как у БА-20). Передняя ось перегружена и на сложных участках он зарывался носом.

Самым проблематичным оказалось полноприводное шасси. Оно представляло собой сборную солянку из узлов разных автомобилей (ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ЗиС-101) плюс специально разработанные в НАТИ по схеме американского «Мармон». В общем, проблемы организации серийного выпуска разработчиков интересовали меньше всего. В производство он рекомендован не был.

Тем временем, на ГАЗе под руководством В.А. Грачева был создан полноприводной грузовик. Грачев понимал, что трехосные схемы проблему с проходимостью не решат, нужен полный привод и даже писал Ворошилову предлагая отказаться от выпуска трехосных автомобилей ГАЗ в пользу двухосных с полным приводом. Его ГАЗ-62 вышел на испытания в сороковом году.

На нем был установлен мощный двигатель (76 л.с), оригинальная трансмиссия с подключаемым передним мостом, принудительной межосевой блокировкой и широкими шинами с развитым внедорожным протектором. Испытания он прошел с блеском. С грузом две тонны разгонялся почти до 90 км/ч, проходил густую грязь глубиной 40 см и снежную целину с покровом 60 см, таскал по вспаханному полю артиллерийские орудия. Его даже прочили на замену полуторки.

Бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ. Фото в открытом доступе.

Разумеется, на его базе просто обязан был появиться бронеавтомобиль. Разработку поручили СКБ горьковского завода. ЛБ-62 оказался более удачным и продуманным, чем ЛБ-НАТИ. Корпус с рациональными углами наклона, но более технологичный, без гнутых элементов. Модернизированный двигатель достиг мощности 85 л.с и разгонял машину до 80 км/ч с запасом хода 500 километров.

По бронезащите и проходимости превосходил БА-10. Правда по массе с ним сравнялся, но из-за более мощного двигателя удельная мощность в полтора раза выше (16,5 против 9,8 л.с/тн). 45 мм пушка на БА-10, разумеется была мощнее, но для разведывательного автомобиля вполне хватало и ДШК с двумя ДТ, кроме того предусматривался вариант установки в башню Т-40 23-х или 25 мм автоматической пушки.

Бронеавтомобиль спокойно двигался по снегу глубиной до 50 см. По проходимости он был равен Т-26 и лучше, чем Т-40. Еще до окончания испытаний военные предложили начать его производство. 1-го апреля сорок первого года нарком обороны Тимошенко направил Ворошилову проект постановления о запуске в серию, так как он лучше не только легкого БА-20, но и среднего БА-10М. К концу 41-го года планировалось получить уже первую партию в 100 машин. На вооружение его должны были принять с 23-мм автоматической пушкой ПТ-23ТБ.

Однако и руководство завода ГАЗ и наркомат средмаша фактически саботировали выпуск базового шасси, то есть грузовиков ГАЗ-62. Основания у них были довольно серьезные. Завод был и так перегружен заказами, осваивать принципиально новую машину был не в состоянии. Вдобавок на него повесили выпуск авиационных двигателей К-10, которые «съели» весь ресурс инструментальной базы подготовки производства и цеха двигателей. Несмотря на все давление со стороны военных до начала войны так ни одного бронеавтомобиля и не появилось.

Бронеавтомобиль ЛБ-62 на испытаниях. Фото в открытом доступе.

26-го июня сорок первого состоялась еще одна попытка принятия ЛБ-62 на вооружение, под индексом ЛБ-30. Предполагалось, что до конца года завод осилит 500 бронеавтомобилей, в следующем году 2,5 тысячи и далее по 5 тысяч ежегодно. Против принятия этого решения категорически против выступал наркомат среднего машиностроения во главе с Малышевым.

Окончательно похоронило ЛБ-62 (ЛБ-30) вышедшее 20-го июля сорок первого постановление ГКО о производстве 10 тысяч легких танков Т-60. ГАЗ попал в число соисполнителей и о бронеавтомобиле можно было забыть. Не пошел в серию и полноприводной грузовик ГАЗ-62. Потери автотранспорта необходимо было срочно восполнять и стало не до освоения новых моделей все на увеличения выпуска серийных.

+1
0
+1
2
+1
1
+1
0
+1
0
+1
1
+1
2

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии