Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Парад Победы союзников во Второй мировой войне, прошедший 7-го сентября сорок пятого года у Бранденбургских ворот в Берлине завершился проездом полусотни танков ИС-3 второй Гвардейской танковой армии. Этот танк произвел на союзников неизгладимое впечатление.
Противопоставить ему было просто нечего, поэтому в США и Великобритании начались лихорадочные разработки боевых машин, способных с ним бороться. В результате этой конструкторской гонки появилось масса весьма любопытных экспериментальных образцов, которые поражают воображение своими характеристиками и в наше время служат прототипами для компьютерных игр про танки. Одним из таких стал британский танк (или, скорее самоходка) FV 4005.
После разгрома нацистской Германии британские джентльмены основным вероятным противником считали Советский Союз. Остроты ситуации добавляла начавшаяся всего через два года после совместной победы холодная война. Разумеется, эталоном для них стал советский танк ИС-3, срочно надо было что-то, способное его пробивать на больших расстояниях.
Первоначально британские военные решили, что вполне хватит 120-мм нарезного орудия L1А1. Предполагалось, что этот истребитель танков, получив мощное вооружение, не слишком потяжелеет и не потеряет подвижность, присущую средним танкам. В надежде на это и в целях ускорения работ новое шасси разрабатывать сочли нецелесообразным, решили использовать уже хорошо отработанное в производстве шасси танка Centurion. От базового танка у нового истребителя остался бронированный корпус, двигатель с трансмиссией и ходовая часть.
Однако габариты и откат нового орудия с учетом увеличения размеров боеукладок и необходимости организации рабочих мест экипажа привели к значительному увеличению размеров башни. Когда все удалось скомпоновать, она оказалась вдвое выше штатной башни «Центуриона». Точных данных по ее бронированию не приводится, но принято считать, что оно было равноценно башне «Центуриона».
В результате танк потяжелел на десяток тонн. Скоростными показателями не блистал и базовый танк (35 км/ч), у нового они, разумеется, упали. FV4004 (это обозначение получил новый танк или, как иногда его называют противотанковая САУ) с такой башней до боли напоминает советский КВ-2, если в него воткнуть длинный хобот.
Что же касается бронепробиваемости L1, то она по данным ряда источников доходила до 200 мм брони с километра. Для ИС-3 хватало вполне, вот только и он мог с этого расстояния спокойно подбить FV4004. В итоге, решающего преимущества не получилось, исход вероятной встречи зависел только от мастерства и слаженности экипажей.
Проект FV4004 был готов к 1951-му году, но у военных по поводу его перспективы возникли довольно серьезные сомнения. Простой паритет их явно не устраивал, тем более были веские основания предполагать, что эти непонятные русские за это время успели придумать что-то более защищенное и неуязвимое. Требовался рывок, обеспечивающий реальное превосходство не только над серийной, но и перспективной техникой на какое-то продолжительное время. Проект FV4004 был закрыт в пользу следующего FV4005.
На тот момент единственной возможностью повышения бронепробиваемости танковых орудий считалось увеличение калибра и длины ствола. Как вывод, пушку надо ставить толще и длиннее. К этому времени завершилась разработка танковой пушки QF L4. Она на тот момент стала мощнейшей в мире. Ее калибр был 183 мм и она гарантированно поражала как все существующие, так и перспективные танки с двух-трех километров. На этом расстоянии она была способна пробить 300 мм брони. Именно ей и предполагалось вооружить FV4005.
Однако, чтобы установить ее на существующую базу пришлось решать довольно серьезные проблемы. На их решение потребовалось почти пять лет, но полностью устранить их так и не удалось.
Сама пушка QF L4 весила около четырех тонн. Но, это не главная проблема. Боеприпасы для нее тоже были довольно тяжелыми. Раздельное заряжание не спасало: вес снаряда 72 килограмма, заряда порядка 33-х килограммов. Понятно, что найти заряжающих, настолько одаренных физически, чтобы справляться вручную с такими тяжестями не представлялось возможным. Пришлось разрабатывать механизм заряжания барабанного типа, который установили справа от казенной части. Заряжающему осталась только функция оператора этой системы.
Вторая проблема оказалась серьезнее. Откат орудия был для танка просто запредельным, а отдача почти 90 тонн. Новые противооткатные устройства смогли снизить откат до приемлемых значений, но вот с силой отдачи оказалось не так просто, она все равно осталась чересчур большой. Машину снабдили сошником в задней части корпуса, который опускался при выстреле. Теперь прямо по курсу танк стрелял вполне уверенно.
Однако, расчеты показали, что при превышении определенного угла при горизонтальной наводке отдача просто перевернет машину. С боковыми аутригерами заморачиваться не стали, да и их вес мог оказаться последней соломинкой, которая могла сломать хребет шасси «Центуриона». Поэтому сектор обстрела просто сократили до 90 градусов, по 45 вправо и влево. Круговой обстрел стал только теоретической возможностью. Вероятно после этого, танк стали называть САУ.
Примечательно, что полностью башню сразу проектировать не стали. Разработали только нижнюю часть с опорными элементами крепления орудия. В таком виде экспериментальный образец катался по полигону несколько месяцев, после чего, убедившись, что все системы работают нормально, все агрегаты обшили башенной коробкой.
При этом поставили еще один рекорд, FV4005 стал самым высоким английским танком, 3,6 метра. По высоте он был на 30 см выше КВ-2 и уступал только французскому монстру времен Первой мировой войны Char 2C (4 метра) и немного (6 см) немецкому «Маусу». Разумеется, от полноценного бронирования такого сарая пришлось отказаться. Ограничились 14 мм, что не вполне гарантированно защищало даже от крупнокалиберного пулемета.
Опасаясь, что отдача пушки просто сомнет символическую броню башни, ее усилили характерными ребрами жесткости. Но и с этими допущениями вес новой машины оказался около 60-ти тонн, что для шасси 40-ка тонного «Центуриона» было уже на пределе.
Новый истребитель танков был готов в 1955-м году. Испытывали его два года, за это время произвели 133 выстрела. Похоже, британские конструкторы сами были не очень уверены в работоспособности и безопасности конструкции, так как все стрельбы проводились без экипажа, его заменили манекенами для краш-тестов. Манекены благополучно перенесли испытания, что дало основание предположить, что экипаж тоже выживет.
Разрушающая мощь орудия тоже радовала, выдержать ее не мог ни один танк мира. По результатам испытаний был составлен перечень необходимых доработок, но доводить до ума вроде перспективный истребитель танков не стали. Проект был признан бесперспективным в августе пятьдесят седьмого года.
И дело не в том, что 183 мм пушки оказались слишком сложными в изготовлении и эксплуатации, а повышение грузоподъемности шасси потребовало либо серьезной переделки базового варианта либо разработки нового образца. Подобные мелочи англичан никогда не пугали.
Причина более банальная. В пятьдесят восьмом году была принята на вооружение система противотанковых ракет Malkara. Ее устанавливали на легких бронемашинах. Огромный, тяжелый и неповоротливый FV4005 значительно проигрывал им в мобильности и себестоимости, а по боевой эффективности ПТУРСы его даже превосходили.
Всего за десять лет экспериментов сделали один образец FV4004 и один FV4005. Утилизировать их не стали, оба находятся в музеях. Но посмотреть можно только на FV4005. Он стоит у восточного входа в танковый музей города Бовингтон и является своеобразной эпитафией английским сверхмощным истребителям танков.
Поделись видео: