Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
После принятия на вооружение Советской Армии основных танков Т-64А, Т-72 и Т-80 возникла необходимость создания специализированной бронированной ремонтно-эвакуационной машины на их базе, поскольку существующие на тот момент бронированные тягачи (БТС), выполненные на базе средних танков первого послевоенного поколения не обеспечивали эффективного решения задач по эвакуации поврежденных танков с поля боя, буксировки неисправных и вытаскивания застрявших машин, обеспечения их текущего ремонта, а также следования в составе танковых колонн. Исходя из конструктивных особенностей силовой установки ( обеспечение отбора мощности для работы специального оборудования) в качестве базы для новой машины был выбран танк Т-72, как наиболее оптимальный вариант.
Разработка БРЭМ была поручена КБ Омского Завода Транспортного Машиностроения им. Октябрьской Революции ( Гл. Конструктор- А.А. Моров). Опытный образец машины имел заводское обозначение «Объект 608». В июне 1975 года она была принята на вооружение под обозначением БРЭМ-1. Серийное производство планировалось начать в 1976 году. Однако , после смены руководства Министерства Обороны СССР Омский Завод стали перепрофилировать под выпуск танков Т-80 с газотурбинными двигателем. В результате , серийное производство БРЭМ-1 решено было передать на «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. Однако , последний был полностью загружен выпуском Т-72; для выпуска БРЭМ-1 требовались дополнительные производственные мощности, началось строительство цеха по производству инженерных машин. Установочная партия БРЭМ-1 была изготовлена только в 1985 году, причем собраны они были еще на танковом конвейере. До 1990 года было изготовлено 342 единицы. Опытный образец БРЭМ, выпущенный в Омске в марте 1977 года , в настоящее время находится в Музее Бронетанковой Техники Уралвагонзавода.
Серийная БРЭМ-1 имела определенные конструктивные отличия от опытного образца , связанные как с конструкцией и размещением дополнительного оборудования и вооружения, так и с унификацией базового шасси с серийно выпускавшимся на «Уралвагонзаводе» на тот момент танка Т-72Б.
БРЭМ представляет собой полностью бронированную машину боевой массой до 41 тонны. В передней части сварного корпуса находится отделение управления с рабочими местами мехвода ( по продольной оси машины), командира ( по правому борту) и сцепщика- такелажника ( за механиком-водителем). Далее следует машинное отделение, где расположены тяговая лебедка, различное гидравлическое оборудование, боекомплект зенитного пулемета, сумки с ручными гранатами, баллоны системы ППО, боевой рацион. МТО находится в кормовой части корпуса. Грузоподъемный кран монтируется в передней части корпуса по левому борту. На основании крана крепятся два дополнительных крюка и домкрат. Далее на левой надгусеничной полке крепится еще один домкрат; за ним-ящик ЗИП, ящик-стеллаж электросварочной аппаратуры, выпускной патрубок двигателя, дополнительный масляный бак, два блока полиспаста. Кран имеет грузоподъемность до 12тс ; с полиспастом- до 19тс. Исполнительные приводы -гидравлические. Тяговая лебедка предназначена для вытаскивания застрявших или поврежденных танков. Она установлена в машинном отделении и оснащена механизмами подачи троса вперед и назад. Тяговое усилие составляет 25тс; с полиспастом- до 100тс. Для подтягивания троса основной лебедки к эвакуируемому объекту и решения задач при небольшом усилии на крюке используется вспомогательная лебедка Для выполнения различных земляных работ, расчистки завалов, фиксации машины на местности путем заглубления отвала в грунт при работе с лебедкой используется гидравлический сошник-бульдозер, смонтированный в передней части корпуса. В кормовой части корпуса крепится полужесткое буксирное приспособление, предназначенное для буксировки неуправляемых объектов. На крыше корпуса монтируется цельнометаллическая грузовая платформа с откидными бортами, предназначенная для перевозки запасных частей, ГСМ и другого имущества, необходимого для ремонта объектов БТТ. Грузоподъемность платформы — до 1500 кгс.
Отбор мощности, необходимой для работы специального оборудования, осуществляется от основного дизельного двигателя через промежуточный редуктор («гитару») трансмиссии . Раздаточный редуктор- механический, с приводом на гидронасос и редуктор тяговой лебедки.
Основное вооружение машины — зенитная установка с 12,7*108мм пулеметом НСВТ ( или КОРД),смонтированная на командирской башенке, аналогичной применяемой на танке Т-72. Боекомплект пулемета- 840 патронов. Кроме того, в машине укладываются три автомата АКС-74 с боекомплектом 360 патронов, 18 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет с боекомплектом.
По сравнению с базовым танком изменена конструкция бронекорпуса ; увеличена его высота в районе обитаемого и машинного отделений, в конструкции ВЛД отсутствует комбинированный наполнитель , уменьшен угол наклона ВЛД, с тыльной стороны крепится дополнительный слой противорадиационного подбоя. Приборы наблюдения, средства связи, система противоатомной защиты и силовая установка ( дизель В-84-1 или В-84МС) , комплект ОПВТ аналогичны применяемым на базовом танке Т-72Б.
Топливные баки общей емкостью 1213 литров размещены в отделении управления и машинном отделении. Еще 110 литров топлива находятся в наружном топливном баке , установленном на правой надгусеничной полке и подключенном к основной топливной системе. В кормовой части корпуса могут крепиться две дополнительных топливных бочки емкостью по 200 или 275 литров, которые также подключаются к основной системе.
В ходовой части для повышения устойчивости машины при работе с грузами массой более трех тонн введен дополнительный механизм блокировки подвески.
Машина развивает по шоссе скорость до 60 км/ч; на пересеченной местности- около 40 км/ч. Запас хода по шоссе составляет 700 км.
Дальнейшее развитие машины продолжилось уже в 2000-х гг и было связано, в первую очередь, с постановкой на серийное производство танков Т-90С/Т-90А. Опытный образец БРЭМ, созданный в рамках ОКР «Отцепка М» был изготовлен в 2001 году и имел заводское обозначение » Изделие 142″. Силовая установка ( дизель В-92С2 мощностью 1000 л.с.), трансмиссия и ходовая часть были унифицированы с серийно выпускавшимся основным танком. Первоначально предполагалось установить на машину командирскую башенку с закрытой ЗПУ по типу Т-90С, однако в дальнейшем от этой идеи отказались.
В июне 2013 года была принята на вооружение Российской Армии под обозначением БРЭМ-1М. Модернизированная машина оснащена краном увеличенной грузоподъемности до 20тс ( с полиспастом- до 25тс) , увеличенными вылетом стрелы и высотой поднятия груза относительно грунта. В свою очередь, тяговое усилие лебедки увеличено до 35тс ( с полиспастами -до 140тс). В носовой и кормовой части машины могут монтироваться дополнительные универсальные сцепные устройства , обеспечивающие возможность сцепки эвакуируемых объектов без выхода экипажа из БРЭМ. Перечисленные мероприятия позволили осуществлять демонтаж полностью комплектной башни любого советского/ российского основного танка, а также большинства танков зарубежного производства; значительно расширились возможности по вытаскиванию и буксировке поврежденных объектов БТТ. Установлен новый комплект электросварочного оборудования увеличенной производительности и улучшенного качества сварки. Для повышения устойчивости машины при работе спецоборудования усовершенствована конструкция системы блокировки подвески, крое того, объемный ящик ЗИП на правой надгусеничной полке выполняется из броневой стали увеличенной толщины.
Боевая масса БРЭМ-1М возросла до 44 тонн, но , благодаря установке дизеля В-92С2 увеличенной мощности , показатели подвижности сохранились на приемлемом уровне.
После запуска в серию модернизированного танка Т-90М конструкция БРЭМ-1М была доработана еще раз, применительно к унификации с танком по МТО и ходовой части. Вероятно , установлен 1130-сильный дизель В-92С2. По результатам боевого применения БРЭМ в ходе СВО были разработаны мероприятия по повышению ее защищенности и живучести, в том числе за счет установки комплекта динамической защиты и специальных козырьков для защиты от FPV-дронов-камикадзе и кумулятивных боеприпасов, атакующих со стороны верхней полусферы.
Поделись видео: