Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Сегодня мы покажем Большую подводную лодку Б-396 «Новосибирский комсомолец» проекта 641Б «Сом», принимавшую участие в съёмках художественного фильма «Правда лейтенанта Климова» и из которой сделали отличный музей.
Свою историю Б-396 берёт с 22 января 1979 г., когда ещё не начавши строиться, она была зачислена в списки строящихся кораблей Военно-Морского Флота СССР. Тогда был сформирован её будущий экипаж, который после стажировки перешёл в подчинение 104-й отдельной бригады строящихся подводных лодок ВМФ.
А 31 августа 1979 г. на эллинге судостроительного завода «Красное Сормово» им. А. А. Жданова в городе Горький была заложена и сама Большая подводная лодка, которая 17 мая 1980 г. была спущена на воду и по внутренним водным системам переведена на сдаточную базу судоремонтного завода №13 им. Серго Орджоникидзе в городе Севастополь для прохождения сдаточных испытаний.
Уже 30 сентября 1980 г. приёмный акт блы подписан и подводная лодка вступила в строй, а 24 октября на ней был поднят Военно-морской флаг и лодка вошла в состав Краснознамённого Северного флота, но с временным подчинением 153-й бригаде 14-й дивизии подводных лодок Черноморского флота.
В 1981 г. подлодка принимала участие в съёмках в некоторых эпизодах художественного фильма «Правда лейтенанта Климова» режиссёра О. Дашкевича, вышедшего на Ленфильме в том же году.
Летом 1981 г. под командованием капитана 2-го ранга М. Я, Маначинского лодка вышла на боевую службу в Средиземное море, одновременно совершая межфлотский переход с ЧФ на СФ и 29 декабря прибыла в город Полярный к своему постоянному месту базирования в Екатерининской гавани.
29 января 1982 г. подлодка была включена в состав 96-й бригады 4-й Краснознаменной ордена Ушакова I степени эскадры подводных лодок Северного флота.
В том же году лодка принимала участия в учениях Северного флота, а со 2 июля по 24 августа 1982 г. под командованием капитана 2-го ранга М. Я, Маначинского выполняла задачи боевой службы в Баренцевом и Норвежском морях.
За проявленную отличную подготовку экипажа, 18 ноября 1983 г. приказом командующего Краснознаменным Северным флотом лодка была объявлена «Отличным кораблём» и награждена призом Челябинского Обкома ВЛКСМ «Лучшей комсомольской организации по торпедной подготовке».
А 1 мая 1984 г. по инициативе шествующего над ней Новосибирского обкома ВЛКСМ, лодке было присвоено почётное наименование «Новосибирский комсомолец».
С 5 сентября 1984 г. по 3 марта 1984 г. под командованием капитана 2-го ранга А. Н. Ишекова лодка выполняла задачи боевой службы у западного побережья Африки, за которые получила оценку «Отлично». С 3 мая по 30 ноября 1986 г. лодка под командованием того же командира выполнила боевые задачи в Южной Атлантике и у западного побережья Африки и также получила оценку «Отлично».
В декабре 1986 г. по итогам года «Новосибирский Комсомолец» был признан лучшей подводной лодкой в соединении.
С 1 января по 5 июля 1988 г. подлодка под командованием всё того же капитана 2-го ранга А. Н. Ишекова выполняла задачи боевого патрулирования в Баренцевом и Норвежском морях, участвуя в поисках подводных лодок ВМС НАТО, а с 3 по 17 мая выполнила задачи боевой службы на рубеже Нордкап-Медвежий.
В сентябре 1988 г. «Новосибирский комсомолец» снова осуществил межфлотский переход вокруг Скандинавии в г. Кронштадт, где 27 октября встал на средний ремонт и модернизацию на Кронштадтский ордена Ленина морской завод, временно войдя в подчинение 10-го дивизиона 25-й бригады подводных лодок 4-й учебной дивизии Ленинградской Военно-Морской Базы.
25 октября 1990 г. по завершении ремонта, модернизированная подлодка была принята экипажем Б-247 для подготовки к межфлотскому переходу к постоянному месту базирования, а штатный экипаж лодки была направлен к месту базирования поездом.
А 5 января «Новосибирский комсомолец» сопровождении ледокола «Буран» вышел из Кронштадта к месту базирования на Северный флот. В ходе перехода на полигоне в заливе Харалахт, при замерах было выявлено превышение физических полей, но устранять замечания по заводскому ремонту было решено уже на СРЗ №35 в Мурманске. 15 января в Зимней гавани в городе Лиепая с подлодки было выгружено вооружение и она была передана экипажу Б-290 и лодка отправилась дальше, прибыв к постоянному месту базирования в феврале.
13 июля 1991 г. 96-я бригада подводных лодок была расформирована и Б-396 перешла в состав 42-й отдельной бригады подводных лодок Кольской флотилии разнородных сил, сменив место постоянного базирования на Губу Печенга в посёлке Лиинахамари, где бригада перешла в состав 4-й эскадры подводных лодок СФ.
1 апреля 1992 г. приказом командующего Северным флотом наименование «Новосибирский комсомолец» было упразднено.
С 23 мая по 16 августа 1992 г. Б-396 под командованием капитана 2-го ранга И. Ф. Жука выполняла задачи боевой службы в Северной Атлантике, а с 26 марта по 22 июня 1993 г. уже под командованием капитана 2-го ранга В. П. Сиротина в Северной Атлантике и на рубеже Нордкап-Медвежий.
В 1995 г. 42-я бригада подводных лодок была расформирована, а Б-396 перешла в состав 69-й бригады 40-й дивизии подводных лодок СФ с местом базирования в Екатерининской гавани, где в 1997 г. была переведена на сокращённый штат, а 22 января 1998 г. была исключена из боевого состава ВМФ и поставлена на прикол, числясь в 161-й бригаде 40-й дивизии подводных лодок СФ.
Ну а 1 мая 1998 г. экипаж Большой подводной лодки Б-396 был расформирован.
Во второй половине лета 2000 г. Б-396 прошла докование в плавучем доке ПД-18 на СРЗ №10 для подготовки к переправке в город Северодвинск. В конце октября лодка была доставлена на ФГУП «ПО «Севмашпредприятие» для переоборудования в музей где по заказу правительства Москвы.
В апреле 2001 г. начались работы по переоборудованию лодки в музей под руководством инженеров Ю. К. Григорьева, М. А. Кашина и В. Ю. Смирнова, а 4 июля 2003 г. у слипа цеха №42 в торжественной обстановке корпус Б-396 спустили на воду.
24 августа 2003 г. лодку на понтонах переправили через Белое море по Беломоро-Балтийскому каналу в Онежское озеро, откуда по Волго-Балтийскому каналу её доставили в Рыбинское водохранилище и 12 сентября она прибыла в канал имени Москвы.
22 октября 2004 г. по акватории Химкинского водохранилища Б-396 была переведена в небольшой залив напротив речного вокзала для постоянной стоянки в качестве музея.
Далее на протяжении 2004-2005 гг. прикомандированными специалистами «Севмашпредприятия» производилось техническое переобустройство лодки, а к празднования 100-летия подводного флота России и ко Дню Военно-морского флота, 26 июля 2006 г. состоялось торжественное открытие музея «Подводная лодка Б-396». На церемонии открытия присутствовали главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Масорин и тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. Сама подлодка вошла в состав музейно-мемориального комплекса истории ВМФ России.
В 2013 г. музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России стал структурным подразделением Музейно-паркового комплекса «Северное Тушино» и в Б-396 был проведён капитальный ремонт.
Ну а теперь давайте посмотрим на эту подводную лодку в её современном виде.
И сначала конечно осмотрим снаружи насколько это возможно.
Ограждение рубки.
Наверх к ограждению рубки к сожалению не пускают.
Хвост кормовой части лодки.
Заходим внутрь с носовой части.
Через такую корабельную гермодверь.
В самой подводной лодке полностью сохранены шесть из семи отсеков.
Так выглядит носовой торпедный отсек, где размещалось шесть 533-мм торпедных аппаратов. При аварийной ситуации на глубинах до 100 метров через торпедный аппарат могла осуществляться эвакуация экипажа.
В таких спасательных гидрокомбинезонах подводника.
Сохранён здесь и переборочный гермолюк, правда правее него прорезали полноценный проход для людей с ограниченными возможностями.
Во втором отсеке располагались каюты офицеров и кают-компания.
Здесь в качестве экспонатов выставлены аккумуляторы из располагавшейся на нижнем ярусе аккумуляторной.
А это регенеративная двухъярусная установка РДУ, которая поглощала из воздуха углекислый газ и выделяла кислород.
Посмотрим на каюты.
В каютах всё максимально скромно и компактно.
Кают-компания.
Спасльные места.
Медпункт.
Ну и конечно гальюн.
В третьем отсеке располагался центральный командный пост.
Где сохранилось множество пультов боевых постов.
В этом отсеке и производилось командование и управление подводной лодкой.
К сожалению мы не очень разбираемся в подводных лодках, поэтому не можем назвать оборудование, установленное на боевых постах.
А ещё здесь огромное количество различных вентилей.
Рубка связи.
Камбуз.
Четвёртый кормовой жилой и аккумуляторный отсек перестроен в зал для презентаций, в котором нет ничего интересного кроме макета самой лодки в разрезе.
Поэтому пропускаем его.
И переходим на пост управления дизелями.
За которым располагался пятый дизельный отсек.
Где сохранился один из дизелей главной двигательной установки подлодки.
Снова проходим переборку.
И попадаем в шестой электромоторный отсек.
Где располагались ГЭД.
Вход в душевую.
Снова проходим переборку.
И выходим в седьмой агрегатный и жилой отсек.
Здесь располагались спальные места.
И покидаем лодку через второй выход.
На улице также выставлена небольшая экспозиция.
С антенными устройствами лодки.
И аварийным буем. Неподалёку есть ещё два крутых экспоната в виде экраноплана «Орлёнок» и десантного катера на воздушной подушке «Скат», но о них мы расскажем в отдельных статьях.
Ну а на этом всё.