Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В различных военных конфликтах последнего времени ( СВО, естественно, не исключение) , противоборствующие стороны широко применяют минные заграждения. Зачастую , минные поля оборудуют на значительных по площади территориях , без каких либо карт, облегчающих их ликвидацию после окончания боевых действий. Для борьбы с бронетехникой применяются как штатные противотанковые мины различного назначения ( нажимного действия ( противогусеничные), с, противоднищевые , противобортовые ) так и различные взрывные устройства, в том числе снабженные дистанционными радиовзрывателями. В ряде случаев, при подрыве , танк или ББМ, даже не будучи уничтоженными, лишается подвижности, что облегчает его уничтожение противником в дальнейшем. Возникла необходимость в создании специальной бронированной машины , предназначенной для траления и уничтожения мин и взрывных устройств различных типов , в том числе при сопровождении колонн. При этом боевой расчет машины должен был быть защищен как от огня стрелкового оружия , так и от подрывов штатной противотанковой мины. Такая машина получила обозначение «БМР»- Бронированная Машина Разминирования. В Советской Армии такие машины впервые поступили на вооружение в начале 80-х годов прошлого века. Их появление было вызвано массовым применением моджахедами мин и СВУ в ходе боевых действий в Афганистане. Соответственно, и поступили первые образцы БМР именно в части Ограниченного Контингента Советских Войск. Это были БМР-1 и БМР-2 , разработанные в 1985…1986 гг. в 482-м Киевском конструкторско- технологическом центре. БРМ изготавливались на базе САУ СУ-122-54 и среднего танка Т-54Б соответственно. В обоих случаях была переработана конструкция бронекорпуса, усилена броневая защита днища в зоне обитаемых отделений. Для самообороны машины оснащались пулеметным вооружением, а также укладками для личного оружия боевого расчета и средствами постановки дымовых завес. В передней части корпуса имелись узлы для монтажа колейных минных тралов различного типа.
С учетом опыта применения БМР в Афганистане было принято решение разработать новый вариант машины на базе серийного танка Т-72. Это позволило бы БМР следовать в одних боевых порядках с Т-72 и обеспечивало возможность монтажа более мощного тралящего оборудования. Первоначально работы по машине ( ОКР «Корт Б») также были начаты в 482 Киевском центре, однако , после распада СССР большая часть технической документации и опытный образец оказались на 103 БТРЗ в п. Атамановка Читинской Области. В ходе испытаний опытных образцов было выявлено неполное выполнение требований по защите боевого расчета, тем не менее, была изготовлена установочная партия машин , получивших обозначение БМР-3, в количестве 15 единиц. Все они имели конструктивные отличия, тем более, что часть из них изготавливалась на базе Т-72А; а часть- на базе Т-72Б. БМР-3 использовались при разминировании в Югославии, Абхазии и Чечне. По опыту применения машин, инженерными войсками РФ были сформулированы требования на их модернизацию, которую поручалось провести Нижнетагильскому УКБТМ, которое в то время возглавлял Владимир Иванович Поткин. Соответствующая ОКР получила шифр «Вепрь». Опытный образец машины ( «Объект 197») был изготовлен в конце 1997 года и в дальнейшем получил обозначение БМР-3М.
В качестве базы модернизированной машины использовался танк Т-90. В передней части корпуса установлена сварная рубка из катаных броневых листов. Рабочее место механика-водителя расположено по продольной оси машины; за ним размещается командир БМР. Далее размещаются три посадочных места для саперов ( инженерный десант). Основное вооружение — закрытая зенитно-пулеметная установка с 12, 7-мм пулеметом НСВТ ( или КОРД), смонтированная на командирской башенке и конструктивно аналогичная применяемой на Т-90. Для ведения огня командир использует перископический прицел ПЗУ-7М с панорамной головкой. Помимо стрельбы по воздушным и наземным целям, установка применяется также для расстрела лежащих на грунте мин. В командирской башенке установлен также комбинированный прибор наблюдения ТКН-4С с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости ( в дальнейшем- ПК-5, с усовершенствованным ночным каналом) и два призменных прибора наблюдения. Мехвод для наблюдения за местностью использует стеклоблок в лобовом листе рубки, а также перископический прибор наблюдения ( ночью заменяется ПНВ). Для постановки дымовых завес в передней части рубки со стороны каждого борта смонтированы по четыре дымовых гранатомета системы «Туча». В бортах рубки оборудовано по одной амбразуре с шаровыми установками для стрельбы из автоматов АКС-74 ( АК-74М). Еще одна абразура выполнена в кормовой стенке.
Защита от легких противотанковых средств ( РПГ), использующих боеприпасы с моноблочной кумулятивной БЧ , обеспечивается за счет установки комплекта навесной динамической защиты «Контакт». Обеспечена также выживаемость экипажа и десанта при взрыве под днищем машины противотанковой мины ТМ-62 или иного взрывного устройства с тротиловым эквивалентом до 8,4 кГ. С этой целью сидения экипажа и десанта имеют специальные крепления , исключающие контакт с днищем машины. Само днище имеет многослойную конструкцию броневой защиты с размещением между двумя стальными броневыми листами специального наполнителя , обеспечивающего , в том числе и гашение кумулятивной струи, и усиленного еще одним броневым листом, установленным с воздушным зазором от основного днища. Машина оборудована системой коллективной защиты от оружия массового поражения, противопожарным оборудованием; предусмотрена возможность установки системы кондиционирования обитаемых отделений. Для связи используется УКВ- радиостанция Р-163-50У, радиоприемник Р-163УП и ТПУ Р-174. Основное средство траления- катково-ножевой минный трал КМТ-7 с электромагнитной приставкой ЭМТ. Он позволяет выполнять колейный проход в поле из мин с нажимными и противоднищевыми механическими взрывателями. Приставка ЭМТ обеспечивает подрыв мин с электромагнитными взрывателями на удалении до 2 метров от БМР. Скорость траления составляет до 12 км/ч.
При движении на марше катковые секции трала демонтируются и с помощью разборного стрелового крана укладываются на специальную грузовую платформу , размещенную за броневой рубкой.
В комплект дополнительного оборудования машины входят два комплекта миноискателей; индивидуальный защитный комплект сапера «Дублон»; многодиапазонный передатчик помех для предотвращения срабатывания радиоуправляемых взрывных устройств; комплект разминирования ; носимые передатчики помех; индивидуальные средства связи.
МТО БМР-3М унифицировано с танком Т-90 ( 840-сильный многотопливный дизель В-84МС, механическая планетарная трансмиссия). Скорость движения с тралом по сухой грунтовой дороге- 35..40 км/ч ;максимальная по шоссе-60км/ч. Запас хода по шоссе-500 км. Боевая масса машины составляла 42,5 тонны; с тралом -51 тонна.
Всего было изготовлено два опытных образца, вполне успешно прошедшие всесторонние испытания; в том числе, в Чечне. Однако в серийное производство машина так и не была запущена. Военные выдвинули дополнительные требования к комплектации БМР-3М. В УКБТМ развернулись работы по доводке машины. Опытная БРЭМ «Изделие 197А» успешно прошла Государственные Испытания в 2004 году, однако серийное производство, по ряду причин , началось только в 2016-м. Основные конструктивные изменения связаны с переходом на базу танка Т-90А , применения усовершенствованных средств траления и постановки помех, а также связи и навигации, улучшения условий обитаемости боевого расчета. Машина получила войсковое обозначение БМР-3МА. В экспортном исполнении в качестве базы используется танк Т-90С, соответственно машина имеет индекс БМР-3МС. Модернизированная БРМ может оснащаться тралом ТМТ-С с ЭМТ и устройством траления противобортовых мин. ТМТ-с имеет сплошную полосу траления и обеспечивает проделывание сплошных проходов в минных полях шириной до 4 метров. Скорость траления возросла до 15 км/ч ; скорость движения по сухой грунтовой дороге- до 45км/ч. Повысилась также взрывоустойчивость агрегата. Применяются также объектовый и переносной генераторы постановки широкополосных помех РПП-377УВМ-1/УВМ-2.
Проработана возможность оборудования машины системой дистанционного управления. В ходе СВО БМР-3МА применялась , в частности в операциях по разминированию в районе Мариуполя , а также в Херсонской Области. Насколько известно, поставленные задачи были выполнены. При этом , только на территории последней , при непосредственном участии в том числе этой машины было разминировано более 12 тысяч потенциально опасных взрывных устройств различного типа.