Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
На форуме «Армия-2024» была представлена боевая машина десантная БМД-4М , оснащенная комплектом средств дополнительной защиты ( броневые экраны, противомулятивные решетки и защитный козырек на корпусе и колпаке) Напомню, что БМД-4М ( «Объект 960М»; ОКР «Садовница») была принята на вооружение ВДВ в 2016 году. От БМД-4 она отличалась , главным образом, измененной конструкцией бронекорпуса, доработанной СУО, а также МТО и агрегатами ходовой части , частично унифицированными с БМП-3, поскольку производство машины разворачивалось на «КурганМашЗаводе».
Процесс разработки машины и принятия ее на вооружение занял довольно длительный период- продемонстрирована она была еще в конце 2000-х гг. Однако, вскоре, тогдашнее руководство Минобороны России обрушилось с резкой критикой основных образцов БТТ. Естественно, досталось и БМД-4М- в частности было заявлено, что машина не соответствует требованиям по «…пулепробиваемости и минной защите»- уровень компетенции конечно поражает- интересно, например, в профильных НИИ используются такие «термины». Тем не менее, еще на выставке REA-2011 в Нижнем Тагиле была показана БМД-4 с усиленной защитой- машина по периметру бронекорпуса защищалась дополнительными стальными бронеэкранами различной толщины, причем на ВЛД и верхнем поясе бортов корпуса они крепились на своеобразной «подложке» из двух резинотканевых ( судя по внешнему виду) листов толщиной по 10мм каждый. То есть, получился упрошенный аналог преграды типа NERA. Днище также было усилено дополнительным броневым листом, причем установленным с воздушным зазором и полностью перекрывающий зону обитаемых отделений. Башня дополнительно не защищалась, но на ее броневых деталях по периметру крепились бонки и болты- возможно дополнительные бронеэлементы просто не установили. Демонстрация БМД-4М практически не оказало влияния на ее судьбу, то есть Минобороны не собиралось принимать ее на вооружение. Понадобилось вмешательство тогдашнего командующего ВДВ В.А. Шаманова, который лично ознакомился с устройством машины и обкатал ее на заводском полигоне. Вердикт был , как минимум логичен- машина нужна войскам, поскольку , во-первых, лучше в ближайшей перспективе промышленность предложить не сможет, а во-вторых , воевать на «ушатанных » БМД-2, многие из которых разменяли третий десяток , для Элиты Вооруженных Сил- такое себе занятие. В общем , машину приняли на вооружение, а «КурганМашЗавод» развернул ее серийное производство. Что касается комплектов дополнительной защиты, то периодически сообщалось что они существуют и поставляются отдельно, но все серийные БМД каких- либо узлов крепления дополнительных элементов на корпусе и башне не имели.
C началом СВО, десантники, естественно приняли самое активное участие в боевых действиях, зачастую применяясь на наиболее опасных участках в качестве своего рода «пожарных команд» и действуя на штатной бронетехнике, как правило, в боевых порядках сухопутных войск. В условиях специфической тактики ведения боевых действий и массированного применения противником различных противотанковых средств, легкая бронетехника стала дооснащаться комплектами дополнительной защиты. При этом, БМД данные изменения обходили стороной (во всяком случае , в репортажах из зоны СВО ни одной доработанной БМД-4М я не видел), и лишь в этом году обновленная машина, наконец, была представлена на Форуме «Армия».
ВЛД и крыша корпуса (частично) дополнительно защищены стальными бронепластинами толщиной ~4мм, причем крепятся они на подложке из полимерного материала, напоминающего монтажную пену.
НЛД корпуса перекрыто по схеме, схожей с применяемой на БМД-4М образца 2011 года- три съемных бронелиста толщиной ~10мм, закрепленных с увеличенным воздушным зазором относительно основной брони; кормовая часть корпуса- по аналогичной схеме, но толщина листов составляет ~4…6мм. Защита от легких ПТС с моноблочными кумулятивными БЧ обеспечивается за счет установки противокумулятивных решеток.
Борта корпуса защищены специально спрофилированными секционными стальными броневыми экранами; причем экраны верхнего пояса толщиной не менее 10мм установлены под углом друг к другу. Толщина экранов нижнего пояса, прикрывающих ходовую часть составляет ~4…6мм. Поверх экранов также дополнительно крепятся противокумулятивные решетки.
Башня машины также защищена дополнительной разнесенной броней; судя по всему , используются листы толщиной 4…6мм. На башне монтируется также противодроновый козырек с дополнительными защитными сетками, конструктивно подобный применяемому на БМП-3. Применяются усиленные бронеколпаки, защищающие головные части прицелов наводчика и командира, конструктивно подобные применяемым на БМП-2М «Бережок» с дополнительной защитой.
Дополнительная защита днища , а также средства постановки помех на представленной машине отсутствовали, однако, их установка наверняка отрабатывалась. Масса машины, судя по опубликованным ТТХ , увеличилась более чем на две тонны по сравнению с исходным образцом, достигнув 15,8 тонн. При этом ,запас мощности силовой установки и резерв по массе ходовой части позволил сохранить показатели подвижности и проходимости на приемлемом уровне. Судя по всему, машина сохранила амфибийные качества ( равно как и доработанная БМП-3) ; по крайней мере , волноотражательный щиток и окна водометных движителей находятся на своих местах.
Было бы неплохо, конечно, чтобы подобным образом доработанные БМД усилили части ВДВ на линии боевого соприкосновения. По крайней мере, от стрелкового оружия машина защищена достаточно надежно. А предложить что-либо радикально новое промышленность в ближайшее время вряд ли сможет.