Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Еще при работе над БМД-2 специалистам КБ Волгоградского Тракторного Завода было очевидно , что выполнить все требования , предъявляемые заказчиком к машине не удастся. База БМД-1 не обладала достаточными резервами по повышению массы и не позволяло установить двухместную башню. В результате командир машины размещался по-прежнему в корпусе, поэтому обзорность с его рабочего места оставляла желать лучшего, также как и возможность выдачи целеуказания наводчику-оператору. Дублированное управление огнем , по понятным причинам отсутствовало.
Ходовая БМД-2 не обеспечивала достаточную устойчивость при стрельбе из пушки в определенных секторах- возникала раскачка машины. Главным козырем БМД-2 была оперативность ее разработки и принятия на вооружение. Те не менее, уже в 1983 году были развернуты работы по созданию новой боевой машины для ВДВ. ОКР получила шифр «Бахча». Жесткие ограничения по массе машины привели к тому, что после рассмотрения различных вариантов компоновочных схем и комплексов вооружения решено было остановиться на штатном двухместном боевом отделении армейской БМП-2 и разработке нового бронекорпуса с увеличенным внутренним объемом классической для БМД компоновки, а также новой ходовой части. В 1985 году первые три опытных экземпляра новой машины под обозначением «Объект 950» прошли заводские испытания; осенью 1986 года БМД вышли на государственные испытания. За период испытаний в конструкцию машины было внесено большое количество доработок , направленные на повышение ее надежности. Можно отметить также, что создание новой БМД шло вразрез с мнением руководства Сухопутных Войск СССР, отстаивавших идею создания единой БМП для Сухопутных Войск , ВДВ и ВМФ ( ОКР «Басня» и «Басня-2»). По итогу, решение о принятии на вооружение Советской Армии «Объекта 950» было принято только в 1990 году ( Решение ЦК КПСС и СМ СССР от 10 февраля; приказ Министра Обороны СССР от 10 марта). Машина получила обозначение БМД-3. Одновременно принимались на вооружение и новые средства десантирования БМД-3.
В передней части корпуса по продольной оси машины расположено отделение управления ; справа от него- рабочее место стрелка- пулеметчика; слева- стрелка-помощника гранатометчика. В крыше корпуса выполнены три люка с овальными крышками, причем у мехвода крышка при открывании сдвигается вправо, а у стрелков- вперед-вверх. В боевом отделении установлена двухместная башня от БМП-2. Справа от пушки размещается командир БМД; слева- наводчик оператор. За башней , по правому и левому борту расположены рабочие места двух десантников (стрелка-гранатометчика и старшего стрелка соответственно). МТО размещается в кормовой части корпуса за герметичной перегородкой. Посадка и высадка расчета из боевого отделения осуществляется через люки в крыше башни и большой прямоугольный люк в кормовой стенке боевого отделения и проход над МТО. Боевая масса составляет 12,9 тонн. Военно-транспортный самолет ИЛ-76МД способен перевозить в грузовом отсеке до трех машин.
Основное вооружение установлено в башне и включает в себя 30мм автоматическую пушку 2А42 ( боекоплект-500патронов+360-в дополнительных укладках) и спаренный 7,62* 54мм пулемет ПКТ ( 2000 патронов), стабилизированные в двух плоскостях. На крыше башни монтируется пусковая установка ПТУР «Конкурс» и «Конкурс М» с полуавтоматической системой наведения и передачей команд по проводам. Пуск и управление ПТУР на траектории осуществляется с рабочего места наводчика-оператора посредством прибора наведения 9Ш119М1.
У наводчика установлен перископический комбинированный прицел БПК-2-42 с пассивно-активным ночным каналом, работающий в ночном режиме с ИК-осветителем ОУ-3ГА2М или ОУ-5-1. Командир может вести стрельбу из пушки и пулемета в дневное время, используя перископический монокулярный прицел 1ПЗ-3 с переменным увеличением 1,2X и 4X.
Для повышения эффективности борьбы с танкоопасными целями, в т.ч. живой силой противника в укрытиях легкого типа, траншеях , а также на обратных скатах высот, БМД-3 оснащена 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17, который монтируется в шаровой установке в ВЛД корпуса по левому борту и обслуживается стрелком- помощником гранатометчика. Для стрельбы из АГС применяется перископический прицел ППБ-2-2. Стрельба ведется очередями, с темпом 350…400 выстрелов в минуту , а также одиночными выстрелами. Питание- ленточное , емкость одной ленты-29 выстрелов ; общий БК-290 выстрелов. Дополнительно применяется 5,45мм ручной пулемет РПКС-74, которой монтируется в шаровой установке по правому борту. БК пулемета составляет 225 патронов ( пять штатных магазинов). Для стрельбы из личного оружия используются три амбразуры с шаровыми установками: по одной в бортах корпуса и одна-в кормовом люке.
Точные данные по толщине броневых листов корпуса БМД-3 не оглашались, поэтому пришлось вооружиться рулеткой и мерить толщину по сварным швам, полученные значения затем подгонялись до известных толщин листов , применяемых на БМД-1/2 и БМП-3. По опубликованным в открытых источниках данным, лобовая проекция корпуса испытывалось обстрелом 12,7*108мм бронебойно-зажигательными пулями Б-32 с дистанции 75 метров. Борта держали 7,62*54мм пулю того же типа с нулевой дистанции. При этом, видимо из экономических соображений , бронекорпус БМД-3 изготавливался из аллюминиевого сплава АБТ-101 ( на БМП-3, например, использовался сплав АБТ-102). Осмотр и замеры реальной машины в Кубинке дали несколько неожиданные результаты. Во-первых , на бортовом листе корпуса была обнаружена маркировка «ПАС-1». ПАС- аллюминиевая броня следующего поколения, представляющая собой многослойную конструкцию из чередующихся слоев АБТ-101 и АБТ-102 ( последний отличается от АБТ-101 большей ударной вязкостью при несколько меньшей твердости). Во-вторых , результаты замеров толщин броневых листов отличались в видео про БМД-3 , размещенном на канале, так что приношу свои извинения. Результаты замеров приведены на фото.
При предполагаемых толщинах броневых листов стойкость от пули Б-32 калибра 7,62*54мм в упор может обеспечиваться только в случае применения сплава ПАС-1, хотя даже в этом случае такой уровень защиты, скажем для кормовых деталей корпуса сомнителен. Возможно, сплав АБТ-101 применялся на машинах установочной партии, впрочем точных данных все равно нет. Бронирование башни БМП-2 на канале озвучивалось, поэтому на нем останавливаться не буду. При создании БМД-3 ставилось требование по обеспечению выживаемости экипажа и десанта при подрыве под днищем взрывного устройства с массой БЧ до 2,5кГ в тротиловом эквиваленте, для чего, в частности была повышена жесткость днища и введены крепления сидений , исключающие контакт с днищем. По бортам башни, как и на БМП-2, установлены по три дымовых гранатомета системы 902В «Туча» ( на БМД-2 не применялись).
В МТО устанавливается многотопливный шестицилиндровый четырехтактный оппозитный дизель 2В-06-02 с турбонаддувом мощностью 450л.с. Двухпоточная реверсивная гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемным механизмом поворота значительно облегчала управление машиной . Она обеспечивает получение пяти передач переднего и трех- заднего хода. Управление БМД-3 осуществляется с помощью штурвала. В состав ходовой части входят по пять обрезиненных односкатных опорных катков на борт с пустотелыми дисками ( аналогичными применяемы на БМП-1/2), четыре поддерживающих ролика, направляющие колеса, ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами , гусеницы с последовательным РМШ, гидравлические кривошипные механизмы натяжения. На части машин направляющие колеса были конструктивно подобны опорным каткам; на части-устанавливались оригинальные направляющие колеса с перфорированными дисками. Для БМД-3 была разработана также специальная снегоболотоходная гусеница , ширина траков которой была увеличена с 380 до 600мм. В системе подрессоривания традиционно применялась регулируемая гидропневматическая подвеска, позволяющая изменять клиренс в пределах от 100 до 500мм ( рабочая величина-420мм). При боевой массе около 13 тонн двигатель обеспечивал удельную мощность почти 35л.с./т. Соответственно, по шоссе машина развивала скорость более 70км/ч ; на проселочной дороге- 50 км/ч; на плаву- до 10км/ч. Как и на БМД-2, два водомета расположены в кормовой части корпуса по бортам. Три топливных бака общей емкостью 450 литров размещены в МТО ( два- по бортам и один- на крыше МТО). Запас хода по шоссе-500 км.
Специально для БМД-3 были разработаны новые бесплатформенные системы парашютного десантирования ПБС-950.
Освоение серийного производства и войсковой эксплуатации новой БМД, к сожалению, совпали с известными экономическими трудностями и последующим развалом СССР. Как и во многих подобных случаях, финансирование Волгоградского Тракторного Завода к середине 90-х практически прекратилось Всего с 1990 по 1997 год было собрано 137 машин, причем для сохранения серийного производства использовались даже банковские кредиты.
Малое количество серийных машин не позволило довести до требуемых показателей надежности ряд агрегатов и систем, в первую очередь, двигателя , трансмиссии и ходовой части. Нарекания из войск на качество их работы были частым явлением. Уровень подготовки личного состава для эксплуатации машины также оставлял желать лучшего. В тоже время, десантники отмечали значительно возросшие динамические характеристики БМД-3, улучшенные показатели эргономики и огневой мощи. В случае развертывания полномасштабного производства от большинства технических проблем вполне можно было избавиться. Тем не менее, в 1997 году производство БМД-3 было остановлено, а Волгоградский Тракторный Завод в 2005-м был признан банкротом.
Источники:
Ю. Бражников , С. Федосеев, М. Павлов, И. Павлов «Боевая Машина Десанта , третья». Журнал «Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра.» №5-2012 г.