Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Кобальт является ключевым компонентом в производстве перезаряжаемых аккумуляторов. Чтобы увеличить его добычу, Китай провёл полевые испытания интеллектуального роботизированного добывающего комплекса на глубине 2000 м в западной части Тихого океана.
Испытания прошли в стратегически важном районе, за пределами так называемой второй цепи островов (линия военных баз США в Тихом океане), примерно в 1000 км к востоку от Гуама.
Во время теста интеллектуальный аппарат продемонстрировал способность к автономной навигации и маневрированию по неровному дну, покрытому кобальтовыми корками. Это подтвердило эксплуатационную готовность технологии к глубоководной добыче.
Роботизированный комплекс был разработан командой Национального исследовательского центра инженерии добычи металлов в Чанша, Центрально-Южного университета и Тяньцзиньского университета.
Этот шаг является частью усиливающейся глобальной конкуренции за ресурсы морского дна. Кобальт широко используется в производстве аккумуляторов и в аэрокосмической отрасли.Китай построит глубоководную станцию для изучения запасов метана в 70 млрд тонн
Экспериментальный робот
По имеющимся оценкам, ресурсы кобальта на дне океана (ок. 94 млн тонн) значительно превосходят известные наземные запасы (ок. 7,5 млн тонн) – примерно в 12 раз.
Кобальтовые корки, содержащие также никель и платину, находятся на склонах подводных гор (гайотов). Наиболее богатые месторождения, как сообщается, расположены в Тихом океане.
Экспериментальный аппарат использует 4-независимо управляемых гусеницы с активным контролем высоты для устойчивости. Оптимальная стабильность была достигнута при скорости 5 см в секунду, хотя аппарат способен развивать скорость до 20 см в секунду.
Предыдущие усилия Китая в глубоководной добыче в основном ограничивались теоретическими исследованиями и лабораторными прототипами.
Новый добывающий комплекс отличается инженерными усовершенствованиями, предназначенными для преодоления сложностей рельефа морского дна. Например, он оснащён системой независимого привода на все 4-колеса, обеспечивающей максимальную мобильность на пересечённой местности.
Детали миссии, как грузоподъёмность аппарата, продолжительность работы источника питания и конкретная техника добычи, пока остаются нераскрытыми.
Гонка за глубоководными ресурсами
В настоящее время Китай доминирует на мировом рынке наземного кобальта, в первую очередь благодаря контролю над большей частью мировых мощностей по переработке и аффинажу.
Китай контролирует примерно 73% мировых аффинажных мощностей кобальта. Но прогнозируется, что к 2030 году на долю китайских компаний будет приходиться около 46% мировой добычи кобальта.
Ожидается, что это успешное испытание обострит международную конкуренцию за ценные глубоководные минералы.
Сообщается, что в октябре 2025 года Министерство обороны США отменило план по созданию стратегического запаса кобальта из-за «непредвиденных технических и логистических проблем». План включал крупную закупку: до 7500 метрических тонн кобальта в виде сплава в рамках долгосрочной пятилетней инициативы.
В 2013 году Международный орган по морскому дну (ISA) предоставил Китаю право на разведку богатой кобальтовыми корками зоны площадью 3000 кв. км на подводных горах в западной части Тихого океана.
Стремление к глубоководной добыче, подпитываемое поиском критически важных минералов, сталкивается с жёсткой оппозицией со стороны учёных, которые предупреждают о потенциально катастрофических экологических последствиях.
Они выступили с резкими предупреждениями о том, что эта практика, особенно если она будет осуществляться нерегулируемым или преждевременным образом, представляет экзистенциальную угрозу для хрупких и в значительной степени неисследованных морских экосистем.
Поделись видео:
