Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
На фоне атак ВСУ с использованием безэкипажных катеров вновь всплывает все те же вопросы: какую реальную опасность представляет этот тип вооружения и чем грозит бездействие в развитии этой сферы в среднесрочной перспективе?
Конфликт на т.н. Украине дал толчок к развитию сферы беспилотников, в том числе морских, которые украинские инженеры развивают с помощью Запада. Как они это делают, что у них есть, какая тактика используется ими?
Представляем краткий, но вполне раскрывающий этот вопрос разбор.
Первый вопрос: где собирают безэкипажные катера?
Ни для кого не секрет, что именно помощь западных стран сыграла ключевую роль в развитии этих технологий на т.н.Украине. Самые первые экземпляры были собраны совместно с британскими инженерами на базе имевшихся образцов ВС Британии.
Это были тестовые сырые сборки, которые периодически находили на берегах Крыма то из-за сбоя в системе навигации, то из-за потери канала управления. Самым первым был БЭК типа «Глайдер», который обнаружили неподалеку от Казачьей бухты в Севастополе.
Сейчас у ВСУ реализован полноценный процесс сборки БЭКов.
- Сначала детали и необходимые элементы поставляют в Киев – это ключевое место, где происходит сборка корпусов, внутренняя отладка, установка спутниковых систем. Этим занимаются инженеры, подобранные ГУР и иностранные специалисты.
- После того как БЭК собрали, их везут на Киевское водохранилище. Там операторами ГУР проводится тестирование ходовой части и спутниковых систем. Отметки БЭКов периодически мелькают в водохранилище, и иногда сразу группами.
- Затем готовые дроны везут на юг к Черному морю в Одессу. Там происходит дооснащение беспилотников боевой частью, установка различных огневых систем, таких как зенитные управляемые ракеты, РСЗО, пулеметы. Делают это на нескольких предприятиях, одним из которых является «Гидропорт».
- Далее БЭКи вновь везут на испытания в Днестровский лиман или устье Дуная, где вновь проводят ходовые испытания. Вооружение, устанавливаемое на БЭКи, тестируют на старом и знакомом нам полигоне Алибей, где проводят все основные испытания ракетного вооружения ВСУ.
При этом данная схема может корректироваться. Иногда сборка проводится в Одесской области – весь технологический процесс налажен и диверсифицирован, где каждый элемент отвечает за свою задачу. Но примерно в таком виде осуществляется создание и испытание дронов.
Второй вопрос: какие безэкипажные катера есть у ВСУ?
Теперь поговорим о БЭКах. За время СВО украинская сторона демонстрировала многие варианты дронов, но не все из них используются в Черном море. Например, «Толоку» или «Сталкер» мы видели лишь на фотографиях.
Так что у них есть?
- Самым первым БЭКом, представленным ВСУ, как мы отмечали, был «Глайдер» (на т.н.Украине его называют «Микола»). Это дрон, собранный на базе британских беспилотников. Его впервые увидели у Севастополя в октябре 2022 года.
Их же применяли для атак на фрегат «Адмирал Макаров». Их автономность составляет до 60 часов, боевой радиус – около 800 км, скорость – до 80 км/ч, а боевая часть достигает 200 кг.
- Вторым зафиксированным дроном стал «Мамай», который показали также осенью 2022 года. Он больше, чем «Глайдер», обладает повышенным боевым радиусом, но при этом быстрее – скорость может достигать 110 км/ч.
Эти БЭКи использовались для атак на БДК «Оленегорский горняк» и танкер SIG у Новороссийска в августе 2023 года. Именно высокая автономность делает его удобным вариантом для атак на дальние расстояния.
- Далее появилась «Магура», которая в итоге стала основным дроном, используемым ГУР. Первое боевое применение этих БЭКов зафиксировано против срзк «Иван Хурс» в мае 2023 года, а затем на «Приазовье» – в июне.
«Магура» эффективна из-за высокой скорости и повышенной боевой части. И дальность действия, судя по применению до Керченского моста и возвращению обратно в Одессу, превышает 800 км. И именно с них ГУР используют ЗУР (на Западе их называют Magura FrankenSAM, то есть «Магура» ЗРК с ракетами Р-73).
- После были зафиксированы дроны-гидроциклы. Эти беспилотники отмечали всего пару раз, когда они пытались пробить боновые заграждения в Севастополе, но были остановлены стрелковыми группами на подходе.
Больше их в бою не фиксировали, поэтому, скорее всего, программу свернули. Однако в украинских источниках периодически говорилось о новой версии, оснащенной спутниковыми антеннами Starlink, но пока бездоказательно.
- И еще один БЭК – это Sea Baby. Это дрон, который также стал основным используемым средством поражения и который был использован при атаке на Крымский мост в июле 2023 года.
Его разновидностей гораздо больше, чем других. На базе Sea Baby создана версия с РСЗО, которая регулярно обстреливает Кинбурнский полуостров. Есть версия с реактивным огнеметом RPV-16, есть вариант с антенной РЭБ, а также танкер.
Самая главный его нюанс – в боевой части, которая достигает 860 кг (такой вывод был сделан после изучения одного из них). И именно Sea Baby используют в качестве носителя FPV-дронов. Один был найден целым на западе Крыма, и в нем было 12 БЛА в четырех контейнерах.
Вывод из кратко описанных типов БЭКов один, и он крайне прост: противник активно внедряет новые технологии, развивая все больше вариаций этих беспилотников. Самые успешные идут на поток, из-за чего количество растет с каждым днем.
Более того, сейчас появились еще несколько интересных тестовых вариантов семейства «Катран», которые уже будут оснащаться пулеметами, зенитными ракетами, FPV-дронами и так далее. И, учитывая определенные успехи в ЧМ на этом направлении, они, скорее всего, появятся.
Третий вопрос: откуда их запускают?
Многие спрашивали, а откуда осуществляет пуск безэкипажных катеров? Тут все очень просто. За время их боевого применения мы зафиксировали четыре основных района пуска дронов в направлении Крыма, Крымского моста и Краснодарского края.
Районы пуска:
- Одесса – прямо из городского порта.
Как правило, из Одессы БЭКи идут в направлении Тарханкута, Черноморского или же Евпатории. Это самый короткий маршрут по прямой, который регулярно использовал противник для атак на объекты Черноморского флота.
- Затока – из окрестностей Днестровского лимана.
Затоку использовали как запасной плацдарм после нескольких результативных атак по Одесскому порту и по Змеиному. Из-за этого ГУРовские отряды переместились в Овидиополь в лимане, и осуществляли пуск оттуда.
- Очаков – через Днепро-Бугский лиман.
Из Очакова дроны начали применять относительно недавно. Все из-за появления версий с РСЗО, которыми украинские формирования регулярно обстреливают Кинбурнский полуостров и южную часть Херсонской области.
- Вилково – через Дунай или Приморское – через Жебриянскую бухту.
Но самый главный район пуска БЭКов – это Вилково/Приморское. Отряды ГУР с лета 2022 года практически не покидают эти районы сначала из-за событий на Змеином, а затем – в рамках операций с применением безэкипажных катеров.
Вилково удобно тем, что она находится на берегу Дуная. Туда легко поставлять детали грузовыми судами, курсирующими туда и обратно. Выводить БЭКи на рейд также крайне просто. Они выходят из Вилково, идут на Змеиный, где также сидит группа ГУР, и уже оттуда выдвигается дальше.
И Змеиный является одной из ключевых позиций украинской разведки не только для наблюдения за акваторией Черного моря, но и как транзитная точка БЭКов перед ударами по Крыму. Также было и во время десантных вылазок на Крым – все осуществлялось через Змеиный.
На прошлой неделе вновь фиксировались испытания БЭКов. На этот раз в районе Потаповского канала у Дунайского биосферного заповедника, так что в скором времени нас вновь может ждать атака дронами.
Четвертый вопрос: тактика применения БЭКов
Если оценивать первые атаки БЭКами и последние, то тактика у ВСУ также претерпела изменения. Первые удары осуществлялись «стаей» с надеждой на численное преимущество и попадание дроном с наибольшей боевой частью.
Это несколько раз приводило к успехам, но впоследствии на Черноморском флоте приняли меры.
- Были установлены боновые заграждения и поставлены несколько стрелковых групп, которые охраняют порты и военные базы круглосуточно. А против дронов активно используется авиация.
- Кроме того, вывод боевых кораблей из Крыма, конечно, ослабил присутствие в море, но свел к минимуму успехи ГУР и СБУ на Черноморском направлении. То же самое можно сказать и про Крымский мост, который сейчас очень хорошо защищен от БЭКов.
- Именно это сподвигло противника корректировать тактику ударов, сосредоточив внимание на наиболее проблемных моментах, таких как задействование нашим командованием морской и армейской авиации для противодействия БЭКам. Поэтому мы теперь видим БЭК с ЗУР и пулеметами.
Авиация – главная угроза украинским морским дронам, и в ближайшее время основное внимание украинских атак будет сосредоточено на снижении боевого потенциала морской авиации ЧФ и ВКС России путем применения модернизированных БЭКов.
Тактика задействования групп БЭК выглядит примерно таким образом:
- Сначала в направлении Крыма идут БЭКи-разведчики. Это может быть «Магура» или же «Микола». Они легкие, маневренные и сделаны так, что создают минимум шума. При этом их автономность позволяет находится без движения, но рядом с целью длительное время.
- Разведчики наблюдают, следят и собирают данные. И уже после этого в бой идет основная группа дронов (в среднем 6-8 единиц). Из них 1-2 разведчика, 2 камикадзе, 2 БЭКа прикрытия с ЗУР/пулеметами, 1 с РСЗО (в будущем наверняка появится с ПКР) и 1 с FPV-дронами.
- Сначала БЭК с условным РСЗО и разведчики выманивают на себя огонь стрелковых групп с берегам Крыма и ожидают вылета авиации. После этого они разворачиваются и уходят вглубь моря, где их уже ожидают БЭКи прикрытия. Именно такую тактику мы наблюдали при последних атаках, когда был подбит вертолет Ми-8 или же Су-30СМ.
- Вы спросите: для чего нужен БЭК с FPV? Пока они тестируются, но в перспективе они могут создать огромную угроза прибрежным объектам в Черном море. Помните видео с ударом по ЗРПК «Панцирь» со стороны Скадовска? Пуск десятка FPV по позициям ПВО с моря ожидают немногие, и это действительно опасно в теории.
- В момент боя с БЭКами этот тихий и бесшумный дрон может подобраться к берегу и осуществить атаку на условный Бельбек или же Евпаторию под прикрытием других безэкипажных катеров. Судя по последним наблюдениям, что-то подобное и пытаются достичь на т.н.Украине.
Некоторое время назад специалистам удалось разобрать «живой» БЭК с FPV-дронами. На БЛА была установлена камера с сервоприводом, GPS-антенна M9N с компасом, а также довольно недешевый тепловизор. И с ними бороться непросто, особенно если они будут работать большими группами и осуществлять массовый пуск.
И это вновь выдвигает на первый план важную проблему: мы всегда действуем с позиции догоняющего. Сначала ВСУ создадут прецедент, и только потом мы на него реагируем. Так быть не должно. Почему не воспользоваться опытом врага и начать производить БЭКи для борьбы дронами противника?
Турки активно испытывают роевую систему противодействия безэкипажным катерам. Почему бы нам не использовать БЭКи-разведчики для отслеживания украинских катеров у Одесского побережья? Почему бы не использовать БЭК с FPV для ударов по Одессе, а не дорогстоящие ракеты?
Вопросов, как обычно, много. Но где же найти ответы?