Бетонный Т-34 и атомный Chrysler – 10 очень странных военных машин

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Военная инженерия — штука, непредсказуемая. Иногда попытка получить тактическое преимущество или обогнать противника в технологической гонке рождает не грозное оружие, а монстров Франкенштейна.

Бетонный Т-34 и атомный Chrysler – 10 очень странных военных машин

Смотришь на такие машины и думаешь: о чём вообще думали конструкторы?

Мы перетряхнули архивы, отсеяли мифы и собрали 10 самых неоднозначных решений — от «бетонных» танков до гаубиц, которые пытались научить плавать.Танковый прорыв – 5 машин XX-века, изменивших тактику боя

1. Концепт «Прыгающего танка» (Jumping Tank)

«Прыгающий танк» (Jumping Tank)
«Прыгающий танк» (Jumping Tank)

Здесь амбиции явно опередили здравый смысл. В 30-е годы идея танка, перелетающего через рвы, казалась революционной.

Застрельщиком темы был американский инженер Джон Уолтер Кристи — гений подвески и фанат скорости. Он предлагал лёгкий безбашенный танк-«лоурайдер», который, разогнавшись, мог бы сигануть в высоту на 1,2 метра (4 фута).

Шасси испытания выдержало, а вот экипаж — вряд ли бы смог. Представьте постоянные перегрузки при приземлении машины: позвоночники танкистов просто осыпались бы в трусы. Плюс, попасть из пушки в полёте — задача из области фантастики. Дальше макетов дело благоразумно не пошло.

2. Минный трал T1E3M1 «Тётушка Джемайма» (Aunt Jemima)

Минный трал T1E3M1
Минный трал T1E3M1

У солдат своеобразное чувство юмора. Когда они увидели этот вариант «Шермана», оснащённый двумя наборами массивных стальных дисков для подрыва мин, ассоциация возникла мгновенно — блины.

Так, трал получил имя популярного в США блинного бренда Aunt Jemima. Идея была простой: катки давят на грунт, мины взрываются, танк едет дальше. На практике же 27-тонная конструкция превращала манёвренный танк в неуклюжего слона.

Радиус разворота стал просто космическим, а в любой грязи «блины» намертво вязли. Часто приходилось вызывать тягачи, чтобы вытащить самого тральщика.

3. Атомный танк Chrysler TV-8

Chrysler TV-8
Chrysler TV-8

Середина 50-х, атомная эйфория. Почему бы не поставить ядерный реактор в танк?

Chrysler TV-8 — пожалуй, самый футуристичный проект холодной войны. Инженеры запихнули всё — экипаж, вооружение, двигатель и сам реактор — в гигантскую каплевидную башню. Корпус внизу остался рудиментарным.

Выглядело это как декорация к фильму про вторжение пришельцев. Машина должна была плавать и выживать в эпицентре ядерного взрыва. Но армейцы быстро остыли: цена зашкаливала, а перспектива возить с собой «грязную бомбу», которая при попадании снаряда заразит свой же тыл, никого не обрадовала. Проект закрыли в 1956-м.

4. Финский подвижный бронещит (Mobile Shield)

Финский подвижный бронещит - чертёж
Финский подвижный бронещит — чертёж

Многие источники ошибочно называют это «танком» или «мобильной машиной», но давайте будем честными. Это просто бронированная будка.

Во время Зимней войны (1939–1940) финны, испытывая дефицит техники, ставили такие короба с пулемётами на лыжи или колёса. Двигателя там не было — на позицию это сооружение тащили лошади или грузовики.

На линии Маннергейма такие «скворечники» работали как стационарные огневые точки. Дёшево? Да. Примитивно? Безусловно. Хотя в сугробах Карельского перешейка они не ломались и не замерзали, в отличие от сложной техники.

5. Бетонный Т-34 (Проект Цыганова)

Бетонный Т-34
Бетонный Т-34

Существует миф, что советские танки бетонировали от безысходности в начале войны.

На самом деле это был осознанный эксперимент 1943 года под руководством инженера Николая Цыганова. Задача стояла серьёзная — защитить «тридцатьчетвёрку» от немецких кумулятивных снарядов и мощных пушек «Пантер».

На броню наваривали арматуру и заливали «подушки» бетона толщиной до 150 мм. И это работало! Бетон держал удар. Но физику не обманешь: вес танка вырастал на 2–9 тонн, ходовая рассыпалась, а манёвренность падала до нуля.

В итоге от идеи отказались в пользу классического наращивания стали.

6. Бронекаретка Шумана (Fahrpanzer)

Бронекаретка Шумана
Бронекаретка Шумана

Привет любителям стимпанка. Эта немецкая штуковина конца XIX века (Gruson 5.3cm L/24) выглядит как гибрид садовой тачки и рыцарского шлема.

По сути — мобильный дот. Малокалиберная пушка пряталась под бронеколпаком, всё это стояло на колёсах. Можно было катить лошадьми, а на позиции — зарыть в землю по самую «шапку».

В Первую мировую, когда фронт застыл в траншеях, такие «бронекаретки» пережили ренессанс. Устаревшие морально, они оказались вполне полезными в позиционной мясорубке.

7. Газодинамический тральщик «Прогрев-Т»

Газодинамический тральщик «Прогрев-Т»
Газодинамический тральщик «Прогрев-Т»

Советский подход к разминированию всегда отличался масштабом. Зачем ковырять землю, если можно её просто сжечь?

Взяли шасси танка Т-54 и водрузили на него реактивный двигатель от истребителя МиГ-15. Струя раскалённых газов выжигала всё на своём пути, детонируя мины. Эффектно? Безумно.

Но на практике монстр пожирал топливо тоннами, ревел как взлетающий лайнер (демаскируя всю колонну) и эффективно работал только на равнине. На ухабах струя «гуляла», пропуская мины.

8. LVTH-6: Плавающая гаубица

LVTH-6: Плавающая гаубица
LVTH-6: Плавающая гаубица

Казалось бы, зачем скрещивать артиллерию с лодкой? Но в 1951 году Корпус морской пехоты США решил иначе.

Им нужна была огневая поддержка, которая не утонет при высадке, и на свет появилась LVTH-6 (Landing Vehicle, Tracked, Howitzer). Выглядела она, прямо скажем, странно: огромный угловатый корпус, напоминающий ванну, и башня, торчащая посередине.

Тем не менее эта «ванна» оказалась на удивление живучей. Во Вьетнаме способность бить из 105-мм гаубицы прямо с воды, пока гусеницы ещё не коснулись дна, часто спасала десант. Слабую броню и черепашью скорость прощали — главное, что махина вообще держалась на плаву и стреляла.

9. Итальянская САУ на базе грузовика Lancia

Итальянская САУ
Итальянская САУ

В Первую мировую итальянцам позарез нужна была мобильная артиллерия в Альпах, а времени на разработку не было.

Решение нашли в духе «я его слепила из того, что было». В кузов обычного грузовика Lancia 1Z (или Fiat 18BL) просто ставили корабельные или полевые орудия калибра 75–102 мм. Часто это напоминало кибитку: пушка, щит и колёса, прикрученные к платформе.

Выглядело комично, но в горах против австрийцев работало отлично. Это тот случай, когда кустарщина побеждает инженерный перфекционизм.

10. Минный трал T10 на базе Sherman

Минный трал T10 на базе Sherman
Минный трал T10 на базе Sherman

Ну и вишенка на торте странностей. Если «Тётушка Джемайма» была просто неуклюжей, то T10 выглядел как бред сумасшедшего велосипедиста.

Танк лишили гусениц и поставили на трициклетное шасси: спереди два циклопических стальных катка диаметром 2,4 метра, сзади — один управляющий. Весила эта конструкция более 50 тонн и управлялась дистанционно.

Идея провалилась с треском в 1944 году: «трицикл» был жутко неустойчивым, застревал в первой же воронке и представлял собой идеальную мишень. В серию этот цирк на колёсах, естественно, не пустили.

Итог

-12

История бронетехники — это не только парадные триумфы, но и кладбище инженерных курьёзов.

Эти проекты остались памятниками эпохи, когда амбиции опережали здравый смысл. Пусть прыгающие танки и «блинные» тралы сегодня вызывают улыбку, именно на таких ошибках оттачивались технологии.

Эволюция невозможна без тупиковых ветвей, и даже эти нелепые «монстры» стали необходимыми ступенями на пути к современным боевым машинам.

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии