Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Boeing Defence Australia (отделение американской корпорации) совместно с Королевскими ВВС Австралии (RAAF) провёл первые «тактические» испытания БПЛА MQ-28 Ghost Bat («Призрачная летучая мышь» — хищник с таким названием обитает только на этом континенте). Эта машина разрабатывается по австралийской программе Airpower Teaming System (ATS), которая не имеет отношения к американской CCA (Collaborative Combat Aircraft).
Согласно заявлению разработчика, MQ-28 «продемонстрировали способность поражать воздушную цель». Что это означает, не расшифровывается. Управление беспилотниками выполнял оператор ДРЛО E-7 Wedgetail из состава RAAF. Использовалась пара настоящих БПЛА (фото в заголовке), а третий беспилотник был смоделирован в цифровой среде. Подробности испытаний не разглашаются, но, скорее всего, смоделированными были и атакующие истребители противника.
Идея использования MQ-28 в качестве эскорта самолётов ДРЛО (а также заправщиков) актуальна как для США, так и для их тихоокеанских союзников в потенциальной «войне за Тайвань». По исследованиям Rand Corp, именно потери самолётов этих двух классов делают победу в конфликте с КНР невозможной. США сейчас активно «заигрывают» Австралийский Союз (так официально именуется эта страна) в качестве союзника именно против Китая. Это заставило Канберру активно заняться укреплением своей «воздушной обороны».
С момента первого полета MQ-28 в 2021-м году на базу RAAF «Вумера» было поставлено восемь MQ-28 Block 1. Ещё три машины в улучшенной конфигурации Block 2 (новое крыло и усовершенствованная авионика) должны будут поставлены до конца текущего года. Для обнаружения целей и наведения оружия MQ-28 может комплектоваться инфракрасной системой IRST.
Испытания связки MQ-28 + E-7 является лишь одним из запланированных тестов в рамках программы Capability Demonstration 2025 (CD25). В рамках этого «комплекса мероприятий» Boeing Defence Australia планирует задействовать MQ-28 в комбинации с F/A-18F и F-35.
До конца 2025-го или в следующем году планируется начать испытания с MQ-28 ракет класса «воздух-воздух». Применение оружия «воздух-поверхность» отнесено на неопределённое будущее. Когда MQ-28 могут начать поступать на вооружение RAAF, пока не ясно. Ранее представители командования ВВС заявляли, эксплуатация Ghost Bats может начаться к концу этого года, но это выглядит маловероятным – машина нуждается в доработке по замечаниям Заказчика.
Примечательно, что первые испытания на применение MQ-28 (неясно, какой «степени реальности») прошли именно в комбинации с самолётом ДРЛО. И если управление БПЛА оператором двухместного F/A-18F ещё выглядит возможным, то нагрузка на единственного члена экипажа F-35 явно будет запредельной.
Надежд на то, что «беспилотные ведомые» смогут эффективно действовать за счёт использования ИИ, судя по результатам испытаний в США, не слишком много. И это даже в режиме «воздух-воздух» — а работа по земле намного сложнее (если, конечно, речь не идёт о поражении неподвижных целей с заранее известными координатами).
Что касается обозначенной выше задачи прикрытия самолётов ДРЛО и воздушных танкеров, то здесь вступает в игру другой параметр – дальность. У маленьких машин она не может быть достаточной для сопровождения самолётов, по своим задачам вынужденных висеть в воздухе по много часов. В общем, сама концепция «беспилотных ведомых» не настолько бесспорна, как это видится военным и как преподносится «широкой публике».
Алексей Захаров,
авиаэксперт
Поделись видео: