Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
В жизни каждого водителя бывают ситуации, когда возникает сложная дорожная обстановка, заканчивающаяся ДТП. Одно из таких случаев — когда впереди движущийся автомобиль резко перестраивается на вашу полосу и нажимает на тормоз, вынуждая вас резко затормозить и очень часто такая ситуация приводит к ДТП, т.е. один въезжает в зад другому.
Классический стереотип гласит: «Кто сзади, тот и виноват». Но так ли это на самом деле?
К нам в юридическую контору обратился водитель, оказавшийся в подобной ситуации. Мужчина рассказывал, что двигался по дороге, когда другой автомобиль резко обогнал его и сразу перестроился на его полосу, после чего резко затормозил. Водитель попытался экстренно затормозить, но избежать столкновения не удалось. Мужчину волновал вопрос: кого признают виновным в этом ДТП? Водитель опасался, что его обвинят в нарушении пункта 9.10 ПДД РФ («Несоблюдение дистанции»), что автоматически приводит к обвинению виновным в ДТП водителя, въехавшего в зад.
Кто виноват в ДТП по ПДД?
В данном случае классический принцип «кто сзади, тот и виноват» не работает. В ПДД чётко указано, что водитель, совершающий манёвр перестроения, обязан действовать таким образом, чтобы не создавать помех участникам движения, которые движутся по полосе движения, на которую он перестраивается.
Действительно, может мы и повторимся, но согласно пункту 8.4 ПДД, водитель, выполнивший опережение, обязан перестроиться на полосу, по которой движется другой автомобиль, таким образом, чтобы не создать помех движению других транспортных средств.
Когда автомобиль перестраивается на занятую полосу и резко тормозит, это приводит к возникновению помехи для движения автомобилей, которые изначально двигались по этой полосе. Такое поведение однозначно расценивается как нарушение пункта 8.4 ПДД РФ и водитель, осуществивший манёвр, несёт ответственность за возникшее ДТП, несмотря на то, что именно ему въехали в зад автомобиля.
Таким образом, если автомобиль перестроился на вашу полосу и создал помеху вашему движению, спровоцировав ДТП, то именно он будет признан виновным, ни о каком нарушении не соблюдения безопасной дистанции до впереди движущегося автомобиля быть не может.
Как на практике установить виновника?
Безусловно, в реальной жизни ситуация осложняется тем, что доказать факт перестроения и последующего резкого торможения, т.е. создания помехи бывает непросто. Основным «спасением» в таких ситуациях является видеорегистратор. Если водитель, движущийся позади, имеет запись с регистратора, на которой отчётливо видно, что впереди идущий автомобиль перестроился и резко затормозил, это станет железным доказательством вины перестраивавшегося водителя.
Однако если такой записи нет, то ситуация кардинально меняется. Водители начнут давать противоречивые объяснения и установить истинного виновника станет крайне проблематично. В таких случаях для выявления истины назначается экспертиза, которая может проанализировать следы торможения, повреждения автомобилей и другие косвенные признаки.
Но бывают случаи, когда видеозаписи с регистратора у участника нет и инспектор ГИБДД признаёт виновным водителя, который двигался сзади. Такой расклад бывает, если инспектор ГИБДД не хочет скрупулёзно разбираться в обстоятельствах ДТП, а вывод о виновности делает по расположению транспортных средств после ДТП. Заметим, что если инспектор ГИБДД принял такое решение, то на практике обжаловать его можно примерно в 20-30% случаев, это говорим по опыту.
Что делать, если вы попали в подобную ситуацию?
Если вы стали участником подобного ДТП, необходимо предпринять следующие шаги:
1. Фиксируйте всё на камеру: Если у вас есть видеорегистратор, сохраните запись. Если нет — делайте фото и видео места происшествия с фиксацией расположения автомобилей, следов торможения и других деталей, это важно, чтобы установить направление движения автомобилей.
2. Ищите видео у других: Сразу выйдите из автомобиля и попытайтесь остановить автомобили сзади, либо запомнить их номера, возможно у них есть видеорегистратор, который зафиксировал факт ДТП. Если с этим промедлить или не сделать этого, то запись можно и не найти вовсе.
3. Сообщите о ДТП: Свяжитесь с ГИБДД и дождитесь приезда сотрудников, если они не приехали, то после фиксации ДТП на месте нужно ехать в ГИБДД и писать заявление с просьбой оформить ДТП. Подробно изложите свою версию событий, указав на факт перестроения и резкого торможения впереди идущего автомобиля.
Вывод: кто виноват в ДТП?
В заключение напомним, что при перестроении и последующем резком торможении виноватым будет признан именно водитель, перестроившийся и затормозивший, поскольку он нарушил пункт 8.4 ПДД РФ.
Однако доказать это возможно только при наличии видеорегистратора или иных объективных доказательств. В противном случае установить виновника будет чрезвычайно сложно.
По своему опыту можем сказать, что если произошло ДТП при подобных обстоятельствах, то тот кто перестраивался очень редко признаёт свою вину, как правило наоборот, он обвиняет водителя сзади в несоблюдении безопасной дистанции до автомобиля впереди.
Поделись видео:
