Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
К началу 60-х годов прошлого столетия отношения между США и СССР стремительно ухудшались. Обе супер державы, имея в арсенале ядерное вооружение, пытались завоевать мировое лидерство, открыто наращивали военную мощь.
Все прекрасно понимали, что случись военное вторжение с применением этого грозного вооружения, то в обязательном порядке потребуется специальная техника и оборудование для защиты населения от воздействий радиоактивных излучений.
Создать специальные автобусы было непросто, так как для их сборки требовались новые заводские линии и оборудование.
Кроме этого, все подобные разработки были строго засекречены и об автобусах специального назначения знали лишь немногие.
КЗ-1
Одним из первых проектов по разработке техники для защиты населения от радиационного поражения стал автобус, разработанный в 1964 году НИИ-21.
До этого научно-исследовательский институт занимался проектированием колесной и гусеничной автотехники, но в связи с крайней необходимостью было принято решение привлечь институт к разработке заказов от Министерства обороны страны.
Несмотря на то, что проектирование подобного рода было одним из первых, модель необычного автобуса оказалась на редкость удачной.
Бочкообразная форма салона, маленькие окна со специальными стеклами, монолитный утепленный двухслойный кузов и герметичность позволяли использовать автобус в качестве транспорта, как для эвакуации населения, так и для оказания помощи пострадавшим от ядерного оружия.
Салон автобуса был рассчитан для защиты не только от радиоактивного излучения, но и благодаря обтекаемости кузовной части уберечь от последствий взрывной волны. Кузовную часть изготовили из материала ослабляющее альфа и гамма излучение.
Жесткая рама с ГАЗ-66, полный привод, мощный двигатель были рассчитаны на то, что автобус выдержит все механические и другие типы нагрузок. Главной задачей модели являлось выживание в крайне сложных условиях атаки с использованием ядерного оружия.
По сути, автобус являлся мобильным бункером оборудованный для длительного пребывания в период выполнения задач по спасению мирного населения и военных. Система фильтрации воздуха была рассчитана для защиты пассажиров автобуса от радиоактивной пыли, а теплоизоляция от последствий излучения.
Это одна из немногих моделей, которая прошла испытания, участвуя при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, и показала себя как техника, которая отвечала всем требованиям по защите от радиоактивного излучения.
АПП-66
О существовании этого автобуса не только практически никто не знал, но даже и не слышал. Название модели расшифровывалось просто: автобус повышенной проходимости и предназначалась эта техника исключительно для военных подразделений и ведомств.
Разработка проводилась в г. Артемовске, Донецкой области, в месте дислокации одной из самых крупных танковых дивизий.
В дальнейшем сборкой занимался завод №172 Воронежским автозаводом, но, сколько экземпляров было в целом изготовлено предприятием, точно никто не знает, хотя по некоторым данным общее количество автобусов не превышает 600 машин.
Чтобы было понятнее, что именно представлял из себя автобус, то для простоты сравнения это та же модель ГАЗ-66, где вместо кузова был установлен корпус обычного автобуса.
Салон не отличался комфортными условиями, но в корпусе был специальный люк для загрузки носилок и 18 пассажирских мест.
Те, кому пришлось видеть эту модель, отмечали, что кузов был слишком тяжеловат для шасси ГАЗ-66.
Хорошей проходимостью автобус не мог похвастать, да и максимальной скоростью тоже, так как даже по хорошему дорожному покрытию максимум, что можно было выжать из двигателя, это 60 км/ч.
По большому счету, автобус, хотя и считался секретной разработкой, ничем технически не отличался от гибрида грузового автобуса, но возможно у военных по этому поводу было другое мнение.
КПП-66
Этот автобус также является засекреченной разработкой НИИ-21, хотя первый собранный экземпляр прошел испытание значительно позже первой модели, в начале 70-х годов.
Проект был настолько засекречен, что даже сегодня все технические характеристики остаются неизвестными, хотя в целом известно, что автобус разрабатывали с целью использования для работ на местности, подвергшейся зараженности радиоактивными или бактериологическими веществами.
Единственное, что было взято готовым, это шасси и двигатель ГАЗ-66, во всем же остальном, корпус, обшивка, система вентиляции и требуемое для работ оборудование проектировали отдельно.
Найти отдельную информацию о технических характеристиках модели автобуса до сих пор крайне сложно, что само по себе вызывает интерес. Корпус автобуса изготавливался из полимерных соединений, обладающих особыми свойствами.
Также известно, что автобус прошел, многочисленные испытания в условиях приближенных к реальным боевым, на специальных полигонах и был принят на вооружение.
Догадки и версии о том, что в автобусе имелась специальная аппаратура и приборы для замера уровня зараженности не вызывает никакого сомнения, как и то, что скорее всего эта модель до сих пор используется военными.
Поделись видео: