Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Китай явно не намерен довольствоваться ролью «мирового сборочного цеха» и готовит настоящую революцию в логистике. Речь о проекте, который ещё недавно казался научной фантастикой, — первом в истории контейнеровозе с ядерной силовой установкой.
За реализацию этой амбициозной задачи, способной перекроить карту коммерческого судоходства на фоне всеобщей погони за декарбонизацией, взялась государственная верфь Jiangnan Shipyard.
Некоторыми подробностями поделился вице-президент предприятия, Линь Циншань. В кулуарах шанхайской выставки Marintec China он рассказал журналистам, что инженеры уже вовсю работают над проектом гиганта вместимостью 25 тысяч контейнеров.
Если чертежи воплотятся в металл, мы станем свидетелями исторического прецедента: ядерная тяга, до сих пор бывшая уделом военных крейсеров или ледоколов, впервые придёт в крупнотоннажный торговый флот.КПД 50% и 10 лет без дозаправки – Ториевый реактор Китая для корабля-гиганта
Атомный контейнеровоз на 25 тысяч контейнеров
По словам господина Линя, закладка киля может состояться лет через десять.
При этом планы у Jiangnan Shipyard комплексные — они собираются строить под это дело специализированные верфи. Цену вопроса топ-менеджер тактично обошёл молчанием, но амбиций не скрывал: «Мы хотим быть первыми».
Сердцем судна станет ториевый жидкосолевой реактор (MSR) — установка IV поколения мощностью 200 МВт. Инженеры обещают, что такой «батарейки» хватит на 40 лет бесперебойной работы.
На бумаге всё выглядит более чем заманчиво: нулевые выбросы (мечта экологов), никакой дозаправки в портах и скорости, недоступные обычным дизельным судам.
Однако Линь Циншань смотрит на вещи трезво и признаёт: главная проблема не в технологиях, а в законах. Кто вообще должен сертифицировать такой атомоход? Какой регулятор возьмёт на себя ответственность за его заход в порт?
Пока ответов нет, перспективы массового запуска таких судов остаются, мягко говоря, туманными. Подобные анонсы звучат не от хорошей жизни, а на фоне жёсткого геополитического шторма.
Китайский судопром начинает ощущать давление
Статистика неумолима: за первые три квартала 2025 года доля верфей КНР в мировом портфеле заказов (по дедвейту) просела с 75% до 65%.
Ещё тревожнее выглядит динамика новых контрактов — там и вовсе обвал на 61%, до скромных 10,5 млн тонн в третьем квартале. Масла в огонь подливает и Вашингтон.
Дональд Трамп уже пообещал бросить вызов морскому доминированию Пекина, анонсировав многомиллиардные вливания в реанимацию американских верфей.
В этой ситуации у China State Shipbuilding Corp (CSSC) — материнской структуры Jiangnan и крупнейшего конгломерата в мире — просто не остаётся выбора, кроме как уходить в сложные, дорогие сегменты.
Помощник президента CSSC Ма Юньсян на конференции обозначил вектор: ставка делается на круизные лайнеры, глубоководное бурение и атом, а повышать маржинальность планируют за счёт внедрения искусственного интеллекта.
Любопытно, что в гонку за «чистое» море включились даже те, кого там не ждали: батарейный гигант CATL обещает спустить на воду океанское электросудно уже через 3 года.
У CSSC в рукаве ещё пара козырей: второй круизник Adora Flora City, который сдадут в следующем году, и уникальное буровое судно Mengxiang, переданное заказчику в конце 2024-го и способное «вгрызаться» в дно на 11 км.
Впрочем, сомневаться в компетенциях Jiangnan Shipyard не приходится — именно эта старейшая верфь страны, основанная ещё в 1865 году, построила третий китайский авианосец «Фуцзянь», используя исключительно собственные технологии. Опыт работы со сложными системами у них точно есть.
Поделись видео:
