Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В разговоре об армейской авиации (АА) США было сказано, что хорошо бы сравнить с её состоянием и перспективами настоящее и будущее российских «коллег». Попробуем это сделать.
В настоящее время АА ВВС РФ безусловно слабее американцев. Если «там» только в АА начитывается примерно 4300 вертолётов, то в ВС РФ (ВВС, армия, флот) их порядка 1500 (данные World Air Forces-2024). Однако, как известно, «процесс важнее состояния. В то время, как Пентагон задумывается об уменьшении количества вертолётов, в МО РФ, похоже, таких мыслей нет.
В прошлом году оба российских производителя боевых вертолётов – «Роствертол» и арсеньевский «Прогресс» получили весьма напряжённые ГОЗы. С высокой степенью вероятности планы эти были выполнены если не на 100%, то близко к этому. В прошлом роду АА ВВС РФ по количеству боевых вертолётов уступала АА армии США без малого втрое (это без учёта устаревших российских Ми-24/35, вряд ли достаточно эффективных в современном бою). В нынешнем году это соотношение изменилось в лучшую для России сторону.
Интересно отметить, что американцев результаты применения вертолётов в российско-украинском конфликте привело к мыслям о сокращении «боевой составляющей» своего вертолётного парка. А вот командование АА ВВС РФ, непосредственно участвующей в боевых действиях, пессимизма американских коллег явно не разделяет.
О сокращении парка боевых вертолётов речь не идёт. Кроме того, по сведениям, «проскальзывающим» в сети, в России в настоящее время действует МКЦП АА — Межотраслевая комплексная целевая программа Армейской Авиации. Она засекречена, что называется, «наглухо». Но некоторые предположения о её составляющих сделать ничто не мешает.
▪️АА ВВС РФ будет насыщаться беспилотниками. Они будут использоваться для ведения разведки, решения задач РЭБ и для нанесения ударов по земле (а возможно, и для решения задач «малой ПВО» для борьбы с беспилотниками противника).
▪️Возможно создание «пилотируемо-беспилотных комплексов», включающих вертолёт с экипажем и несколько (возможно, «рой») БПЛА. Оператору Ми-28 или Ка-52 такая задача вполне по силам – в отличие от пилота одноместного истребителя, который в США видится основным звеном взаимодействия с «беспилотными ведомыми».
▪️Продолжится совершенствование оружия вертолётов АА. Применение УР Х-39 без входа в зону фронтовой ПВО противника уже изменило тактику боевых вертолётов. Это направление будет развиваться.
Американцы уверены в сохранении парка транспортных машин АА и его совершенствовании. В частности, часть машин семейства H-60 будет заменена на конвертопланы MV-75. У нас здесь изменений не предвидится – роль «рабочей лошадки» останется за «восьмёрками». Ми-38 явно не попал в размерность, а даже восстановление производства Ми-26 упирается в отсутствие двигателя.
Подводя итоги. Хотя армейская авиация США количественно и организационно превосходит российскую, она находится в фазе пересмотра стратегии и сокращения. АА ВВС РФ, будучи меньшей по размеру, адаптируется к современным угрозам, сохраняя свою значимость в военных действиях.
Алексей Захаров,
авиаэксперт
Поделись видео:

