Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Особенностью текущего конфликта на Украине является достаточно массовое применение вооруженными формированиями противника колесных боевых бронированных машин ( ББМ) класса MRAP ( т.е. колесные бронированные машины с повышенной противоминной стойкостью и защищенные от атак из засад) зарубежного производства. На выставке трофейного вооружения в Парке «Патриот» представлено сразу несколько машин данного типа, в разной степени сохранности. В их числе — пара бронеавтомобилей семейства INTERNATIONAL MAXX PRO, которым и будет посвящен сегодняшний обзор. Итак, опыт боевых действий в Ираке показал, что сухопутные подразделения армии США нуждаются в колесной многоцелевой машине, которая по показателям защищенности ( в первую очередь- по противоминной стойкости) и боевой живучести должна существенно превосходить состоящие на вооружении многоцелевые автомобили семейства HMMWV.
Разработкой такой машины , в числе прочих, занималась компания NAVISTAR DEFENCE LLC- подразделение NAVISTAR INTERNATIONAL ( всемирно известного производителя коммерческих грузовых и пассажирских автомобилей), специализирующееся на продукции военного назначения. Соответственно, в качестве базы использовался двухосный грузовой автомобиль INTERNATIONAL WORK STAR 7000. При этом основным заказчиком машины являлся Корпус Морской Пехоты США. Контракт на поставку 4471 машины, получившей обозначение М1224 Maxx Pro был подписан в декабре 2007 года. Однако недостаточные резервы базового шасси по грузоподъемности и поперечной устойчивости привели к тому, что уже в июне следующего года был представлен доработанный вариант М1234 MaxxPro PLUS, а в декабре- M1235 MaxxPro DASH, которые с февраля 2010 дорабатывались до уровня M1235A1 DASH DXM. Машина широко экспортировалась за рубеж; сейчас она состоит на вооружении армий более двух десятков государств. Что касается Украины, то начиная с лета 2022 года ВСУ было передано не менее 440 ББМ этого типа, принявших активное участие в боях. В «Патриоте» представлены машины двух модификаций- MaxxPro PLUS, захваченный в районе села Новодонецкое (ДНР) весной 2023 года, а также MaxxPro DASH DXM — уничтоженный, но от этого не менее интересный с технической точки зрения.
ББМ является двухосной колесной машиной капотного типа с передним расположением моторного отсека. MAXX Pro PLUS отличается установкой форсированного двигателя и усиленной подвески. Обитаемое отделение занимает среднюю и кормовую часть корпуса. В его передней части по левому борту размещается мехвод; справа- командир машины. Дополнительно в обитаемом отделении расположено семь посадочных мест для отделения мотопехоты ( десанта). Вход и выход боевого расчета — через двери в бортах корпуса и откидную рампу-аппарель с гидравлическим приводом- в кормовом листе. Полная боевая масса машины составляет 24040 кГ.
В крыше корпуса выполнен сдвижной люк, над которым монтируется вращающийся погон с кронштейнами для установки вооружения . Над десантным отделением выполнен дополнительный люк. Стрелок размещается на специальной площадке, регулируемой по высоте. В качестве вооружения могут использоваться 12,7*99мм пулемет M2HB, 7,62*51мм пулемет M240 или 40мм автоматический гранатомет Mk.19 с ручными приводами наведения. В зависимости от страны-эксплуатанта, могут использоваться и другие образцы стрелкового оружия, включая бывшие советские. По периметру вращающегося погона крепятся защитные бронещитки с пулестойкими стеклами (OGPK), обеспечивающие защиту от огня стрелкового оружия противника.
Наблюдение из машины ведется через пулестойкие ветровые стекла, а также стеклоблоки в бортовых дверях , бортах корпуса и кормовом листе справа и слева от рампы. При вождении машины ночью или в сложных метеоусловиях мехвод использует тепловизионный прибор наблюдения AN/VAS-5. ББМ оснащены многоканальными средствами связи с аппаратурой системы обмена информацией , спутниковой навигационной системой GPS.
Основные элементы корпуса машины ( обитаемый модуль и моторный отсек) собираются с помощью болтовых соединений и крепятся к раме. В конструкции корпуса применяются броневые преграды с наполнителем на основе керамических материалов, усиленные с внешней стороны дополнительными стальными броневыми листами, установленными с воздушным зазором. Днище также имеет многолойную защиту и имеет клиновидную форму для лучшего противодействия подрывам на минах. Заявлена стойкость основных проекций корпуса при обстреле пулей Б-32 калибра 12,7*108мм с нулевой дистанции ( пулемет ДШК/НСВ/КОРД) или калибра 14,5*114мм ( пулемет КПВТ)- с дистанции 200 метров. Обеспечена выживаемость экипажа и десанта при подрыве под днищем машины взрывного устройства с массой ВВ до 7 кГ в тротиловом эквиваленте. Бортовые и кормовые стеклоблоки дополнительно защищены стальными решетками характерной формы. Машина может оснащаться модулями дополнительного бронирования (MEAP; FRAG 6Kits) и противокумулятивными защитными сетками ( RPG Net). Применяется автоматическая система пожаротушения ( FSS), системой нейтрализации взрывных устройств и системой защиты от оружия массового поражения и кондиционирования воздуха (HVAC/LSS).
В МТО устанавливается четырехцилиндровый дизель INTERNATIONAL MaxxForce D9.316 c турбонаддувом , электронным управлением впрыском жидкостного охлаждения. Мощность двигателя — 375 л.с. при 2000 об/мин; рабочий объем- 9,3 литра. Трансмиссия ALLISON 3200SP имеет пятиступенчатую автоматическую коробку передач и двухступенчатую раздаточную коробку MERITOR MTC4210XL-100 с отключаемым полным приводом. Рулевое управление снабжено гидроусилителем; тормозная система имеет пневматический привод и снабжена антиблокировочным механизмом. В ходовой части используется подвеска с листовыми полуэллиптическими рессорами и неразрезными мостами с гидравлическими телескопическими амортизаторами на переднем мосту. Колеса комплектуются бескамерными шинами с наполнителем из полимерного материала размерностью 12.00R20.
В нише переднего бампера монтируется лебедка самовытаскивания с тяговым усилием не менее 23000 кГс. Машина развивает максимальную скорость по шоссе до 105км/ч; запас хода по шоссе составляет не менее 600 км.
Что касается модификации M1235Plus DASH DXM, то эта машина выполнена в более компактных габаритах и имеет несколько укороченную колесную базу. Одновременно была улучшена конструкция броневых преград корпуса ( комплект A-KIT (FEP) и полностью переработана конструкция подвески. В последней в качестве упругих элементов используются спиральные пружины, установлены также дополнительные телескопические гидроамортизаторы на заднем мосту. Проведенные усовершенствования были связаны с опытом боевого применения машин ранних модификаций в Афганистане. Отмечалось, что DASH DXM обеспечивал повышенную устойчивость при движении по пересеченной местности, более высокую плавность хода, улучшенную боевую живучесть и надежность работы основных агрегатов и систем. Применены новые колесные шины размерности 16.00R20; на задней оси крепятся два колеса вместо четырех. Боевая масса машины составила 23360 кГ.
Касаемо применения машины в боевых действиях на Украине можно отметить следующее. Концепция Maxx Pro предусматривает ее эффективное боевое применение в конфликтах малой интенсивности, в различных контртеррористических операциях, задачах сопровождения колонн, усиления блок-постов и тд. Достаточно большое количество машин, переданных ВСУ, создало предпосылки для их массированного использования фактически в условиях общевойскового боя- доставка подразделений на линию боевого соприкосновения, сопровождение и поддержка при штурме укрепов противника ( т.е . Российской Армии), попытки осуществления рейдов на наши территории и т.д. Фактически, MRAPы ( а ВСУ получили не только Maxx Pro) , пытаются использовать как некие универсальные боевые машины — своеобразный симбиоз колесного бронетранспортера и боевой машины пехоты. Данные функции, несмотря на повышенный уровень противоминной стойкости и боевой живучести, машины вряд ли смогут выполнить эффективно. Во- первых, ходовая часть 4X4 при боевой массе более 20 тонн не обеспечит требуемых показателей проходимости на пересеченной местности ( особенно если вспомнить украинское черноземье в период осенне-весенней распутицы). Косвенно это подтверждается имеющимися в сети фото застрявших Maxx Pro. Высокий силуэт , характерный для машин этого класса, также не прибавляет устойчивости при движении на пересеченной местности, облегчает обнаружение ББМ оптическими средствами, затрудняет маскировку машины, а также размещение личного состава снаружи бронекорпуса ( в условиях массового применения FPV- дронов- камикадзе такое размещение иногда бывает полезным). Наконец, отсутствие полноценного комплекса вооружения , приборов наблюдения и системы управления огнем в большинстве случаев делает MRAPы практически беззащитными при встрече с российской бронетехникой, особенно ,принимая во внимание , чем вооружены те же БТР-82А или БМП-3. При этом, повторюсь , что если статистику по подбитым Maxx Pro примерно вполне можно отследить, то статистику по выживаемости экипажа при поражении броневой защиты машины отследить практически невозможно , соответственно и дать точную оценку эффективности ее боевого применения зачастую весьма затруднительно.
Поделись видео:


