Loading...
«Аллигатор» долгие годы считался одним из лучших ударников в мире, но недавно внезапно вылетел из топа. На каком он сейчас месте - новости Подоляка

«Аллигатор» долгие годы считался одним из лучших ударников в мире, но недавно внезапно вылетел из топа. На каком он сейчас месте

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
8
+1
0
+1
4
+1
0
+1
2
+1
1

В том самом справочнике «Военно-воздушные силы мира 2025», издаваемом в Соединенных Штатах, был опубликован свежий рейтинг ударных вертолетов. Не стало большим удивлением, что первое место в нем занял именно их AH-64E Apache Guardian.

Новостью, взбудоражившей весь мир, как минимум его российскую часть, стало иное: на второй позиции оказалась российская винтокрылая машина Ми-28, именуемая «Ночным охотником», которая раньше никогда так высоко не поднималась. Зато твердо находившийся до сего времени на втором месте Ка-52 «Аллигатор» внезапно вылетел за пределы тройки, пропустив вперед AH-1Z Viper (США), Eurocopter Tiger (Европа) и даже TAI T129 ATAK (Турция).

Турецкий TAI T129 ATAK

Вступать в спор с уважаемым справочником — пустое дело. Там всегда найдутся аргументы в пользу сделанного выбора. Однако разобраться хотя бы на своем уровне, что к чему, было бы неплохо.

«Ночной охотник», конечно, очень неплохая машина, после многолетних доработок получившая право на жизнь. Недаром в тяжелейшие годы после распада страны, когда буквально во всем ощущался недостаток, его производство не остановили.

С другой стороны, и Ка-52 «Аллигатор», как серьезная модернизация своего еще советского прародителя Ка-50 «Черная акула», также способен на многое. И раз он много лет занимал почетную вторую строчку в рейтинге лучших ударных вертолетов, значит, его возможности чего-то да стоили. А раз так, то следует пристальнее рассмотреть параметры «Аллигатора» и «Апача».

Скорости у обеих машин примерно сопоставимы, как и боевой радиус их действия.

Следующий фактор — защищенность. У «американца» общая масса защиты составляет 1 тонну. У «россиянина» — 1,5 тонны. Можно, конечно, сослаться на то, что Ка-52 тяжелее «Апача», но в любом случае защищенность российской машины лучше. Бронекапсула для летчиков этих двух вертолетов способна выдерживать пулю калибра 12,7 мм, но у «американца» слабые боковые стекла, пробиваемые пулями калибра 7,62 мм.

Кстати, опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что примерно 20–30% потерь американских вертолетов случались именно от огня легкого стрелкового оружия. У стекол пилотской кабины «Аллигатора» способность выдерживать удар пули калибра 7,62 мм. По итогам боев в Сирии их решили усилить, чтобы они могли держать пулю калибра 12,7 мм.

Наш Ка-52 «Аллигатор» в Сирии

Надежность машины играет едва ли не более важную роль в боеспособности вертолета. Кстати, боевые действия в том же Ираке продемонстрировали, что «Апачи» крайне чувствительны к качеству атмосферы. Ударные вертолеты по логике поставленных перед ними задач летают исключительно над поверхностью, а это означает, что в воздушное пространство поднимается масса пыли, буквально съедающей лопасти.

В итоге у «Апача» до 80% аварий и небоевых потерь приходилось на слабую надежность конструкции. Российский же вертолет изначально проектировался для жестких условий эксплуатации, поэтому аварийность их в Сирии была существенно ниже.

Что касается комплекса вооружений, то Ка-52 способен «тащить» на себе гораздо больше оружия, нежели его американский конкурент. И не только потому, что у «Аллигатора» 6 точек подвески, а у «Апача» только 4. Разница в массе оружия. «Камов» переносит и использует 2 тонны вооружений плюс 800 кг пушки с боезапасом. Конкурент из США на своих 4-х узлах подвески способен нести только одну тонну оружия, ну и бонусом пушку с боезапасом.

Вооружение McDonnell Douglas AH-64 Apache

У «Камова», кстати, есть еще одно существенное преимущество перед «Апачем» — это двухвинтовая соосная схема. Благодаря ей резко возрастает маневренность машины в реальном бою. Ка-52 — мастер воздушной эквилибристики. Способность летать хвостом вперед и боком для него не представляет никакой проблемы. То есть, направив корпус в одну сторону, а летя в другую, он увеличивает свои возможности по поражению цели. В этом и состоит суть маневра «воронка», когда движущийся вертолет обстреливает цель, не приближаясь к ней.

Кроме того, двухвинтовая соосная схема — фактор лучшей живучести вертолета. Статистика показывает, что до трети винтокрылых машин классической схемы были потеряны именно в результате поражения хвостового винта или балки.

Возвращаясь к перестановке российских машин в рейтинге американского справочника, получается, что равную по возможностям российскую машину, но заведомо проигрышную в плане маневренности, эксперты поставили выше. Что интересно, видя недостатки схемы с толкающим винтом, конструкторы в будущем планируют отказаться от нее при разработке новых вертолетов.

Обновленный AH-64E Apache Guardian

Вот в чем действительно выигрывает американский вертолет, так это в авионике. Последняя версия AH-64E Apache Guardian серьезно обновлена, хотя и до этого электроника «Апачей» была на высоте. Американские конструкторы в вопросах оснащения боевых машин всегда старались держать марку. Собственно, будучи законодателями мод в электронике, они всегда находились на шаг впереди других конкурентных разработок, что и обеспечивало американским конструкциям лидирующие места в рейтингах. И это никто не оспаривает.

Что же тогда так привлекло американских аналитиков, что они поставили Ми-28 на вторую ступеньку в рейтинге? По всей видимости, именно фактор улучшенной электроники, которая относительно Ка-52 у «Ночного охотника» является более привлекательной. Оборудование у «Аллигатора» компактное и современное, однако его основное направление — вперед, в носовую проекцию.

В свою очередь, «Ночной охотник» может получать разведданные из любого ракурса. А все благодаря тому, что у него есть надвтулочная РЛС (у новейшей модификации Ми-28НМ это РЛС Н025).

Подобное размещение бортового радара предоставляет возможность осматривать пространство на 360 градусов, выглядывать из-за укрытий лишь минимальной своей частью и, занырнув обратно, спокойно провести анализ обстановки. При необходимости вертолет может выскочить из засады для нанесения удара собственным оружием либо передать информацию операторам других средств поражения, чтобы они разобрались с обнаруженной целью.

Российский красавец Ми-28НМ

Судя по всему, именно данный фактор стал превалирующим для перевода Ми-28НМ на второе место по уровню технологий. Так что, на мой субъективный взгляд, особых политических пристрастий с их стороны выискивать не следует. Кстати, российские военные вполне понимают разницу в оборудовании вертолетов и в последнее время используют их в паре. Разведчиком-наводчиком выступает Ми-28. Он обеспечивает напарника данными о целях. Идущий лидером «Аллигатор» открывает огонь, после чего уступает место «Ночному охотнику», который уже добивает противника.

Кстати, если мы уж и заговорили про рейтинг, то «Аллигатора» поставили на 6-е место, а вот и он сам:

  1. AH-64 Apache
  2. Mil Mi-28 Havoc
  3. Bell AH-1Z Viper
  4. Eurocopter Tiger
  5. TAI T129 ATAK
  6. Kamov Ka-52 Alligator
  7. Agusta A129 Mangusta
  8. Mil Mi-24 Hind
  9. Changhe Z-10
  10. Denel Rooivalk

Учитывая страну-создательницу того самого рейтинга, мы с уверенностью можем утверждать, что именно российские вертолеты должны занимать лидирующие позиции.

+1
0
+1
8
+1
0
+1
4
+1
0
+1
2
+1
1

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии