Тяжелый атомный подводный крейсер «Акула»

пр.941 "Акула", Typhoon
Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
2
+1
25
+1
0
+1
1
+1
1
+1
1
+1
0

Тяжелый атомный подводный крейсер "Акула"

Тяжелый атомный подводный крейсер проекта «Акула» предназначен для поражения стратегических объектов, располагаемых на межконтинентальной дальности.

Основные характеристики ПЛАРБ проект 941

Экипаж, чел  160
Водоизмещение , т
Надводное
Подводное
28 500
49 800
Дальность хода, миль
полная
экономная
без огр.
Скорость, уз.
полного хода (надводная)
полного хода (подводная)
экономная
12
25
Автономность, сут. 120
Главная энергетическая установка
паровая турбина с ЯР, л.с.
турбогенераторы, kW
дизель-генераторы, kW
2 x 50 000
4×3 2000
2×800
Габариты, м:  
длина
ширина
осадка по КВЛ
172,8
23,3
11,5
 Глубина погружения, м
рабочая
предельная
380
500

Создание этой атомной подводной лодки  формально явилось своего рода ответной мерой на строительство в США ПЛАРБ типа «Огайо», вооруженных 24 МБР «Трайдент-1» и «Трайдент-2» (дальность стрельбы 7400-12000 километров).

ПЛАРБ пр.941 является носителем межконтинентальных баллистических ракет (МБР) РСМ-52 (Р-39). При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения.

ПЛАРБ пр. 941 — это многокорпусная подводная лодка. Внутри легкого корпуса покрытого противогидроакустическим покрытием находится 5 прочных обитаемых корпусов, 2 из которых, главные, расположенные параллельно друг другу симметричны относительно диаметральной плоскости (наибольший диаметр — 10 м). Прочные корпуса выполнены из титана.

Рубка имеет ледовые подкрепления и крышу округлой формы, облегчающую всплытие во льдах (лодка способна проламывать лёд толщиной более 2.5 м), носовые горизонтальные рули вынесены в носовую оконечность и выполнены убирающимися в корпус.
К выдвижным системам относятся два перископа (один командирский и один для общего использования), радиосекстант, мачта радара, радиосвязи, навигационной системы радиопеленгатора. Они размещены в пределах надстройки. Надстройка имеет усиленную округлую конструкцию для проламывания льда.

По обоим бортам в основании рубки смонтированы две всплывающие спасательные камеры.
Перед рубкой корабля, между главными корпусами размещены в два ряда 20 шахт для МБР. В носовой оконечности, между корпусами, сверху, находится торпедный отсек, обеспечивающий размещение ТА, устройства быстрого заряжения, хранение торпедного боезапаса и, кроме этого, переход из корпуса в корпус.
Всего на ПЛАРБ — 19 отсеков. Такое оригинальное «катамаранное» конструктивное решение продиктовано массо — габаритными характеристиками БР,  ракетные шахты которых требовалось «вписать» в  прочный корпус. Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы корабля.

Главная энергетическая установка РПКСН пр. 941 состоит из двух водяных атомных реакторов на тепловых нейтронах ОК-650 (аналогичный устанавливаемым на атомных ледоколах типа «Сибирь») и двух турбозубчатых агрегатов включающих паровую турбину и редуктор.  В каждом из двух главных корпусов располагается один реактор и один турбозубчатый агрегат. Мощность каждого атомного реактора водяного типа составляет 190 МВт. Эта энергия приводит в движение две паровые турбины мощностью по 50000 л.с. и четыре турбогенератора мощностью по 3200 КВт.

Два дизель-генератора по 800 КВт служат как резервные силовые установки. Винты 7-лопастные, с фиксированным шагом.
АПЛ оснащена подруливающим устройством в виде двух откидных колонок с гребными винтами (в носовой и кормовой частях). Винты подруливающего устройства приводятся в движение электродвигателями мощностью по 750 кВт.

 

Подводная лодка оснащена новым навигационным комплексом “Симфония”, боевой информационно-управляющей системой, гидроакустической станцией миноискания МГ-519 “Арфа”, эхоледомером МГ-518 “Север”, радиолокационным комплексом МРКП-58 “Буран”, телевизионным комплексом МТК-100. На борту имеется комплекс радиосвязи “Молния-Л1” с системой спутниковой связи “Цунами”.

Цифровой гидроакустический комплекс типа “Скат-3”, включающий в себя четыре гидролокационные станции, способен обеспечивать одновременное слежение за 10-12 подводными целями. Выдвижные устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстана, РЛК, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор. Лодка оборудована двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации, на глубинах до 150 м и подо льдом.

Тяжелый атомный подводный крейсер "Акула"Ракетное вооружение  составляют двадцать 3-ступенчатых твердотопливных  МБР (длина -16,0 м, диаметр корпуса — 2,4 м, стартовая масса — 90,1 т). Каждая ракета несёт разделяющуюся боевую часть с 10-ю боеголовками индивидуального наведения мощностью 100 килотонн каждая (по другим 200 кт). Наведение инерциальное с коррекцией по звёздам. Дальность пуска  по разным данным — 8,300, 10000 км,  вероятное отклонение — 500 м.  Натовское обозначение ракеты SS-N-20 Sturgeon («Осетр»)

Тяжелый атомный подводный крейсер "Акула"

При создании МБР впервые была предпринята попытка унификации ракет подводного и наземного базирования: Р-39 и тяжелая МБР РТ-23 получили единый двигатель первой ступени.

Для минимизации габаритов ракеты двигатели второй и третьей ступеней имеют выдвижные сопловые насадки.
Для боевого комплекса МБР создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешенном состоянии, опираясь специальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты.

Пуск выполняется из «сухой» шахты с помощью порохового аккумулятора давления. В момент старта специальные пороховые заряды создают вокруг ракеты газовую каверну, значительно уменьшающую гидродинамические нагрузки на подводном участке движения. После выхода из воды АРСС отделяется от ракеты при помощи специального двигателя и уводится в сторону на безопасное расстояние от подводной лодки.

В 1989 году на вооружение принят усовершенствованный вариант Р-39, по своим основным характеристикам не уступающий американской ракете «Трайдент». Кроме повышенной боевой живучести, модернизированная ракета обладала увеличенной зоной разведения боевых блоков, а также повышенной точностью стрельбы (использование космической навигационной системы ГЛОНАСС на активном участке полета ракеты и на участке наведения РГЧ позволило достичь точности, не меньшей, чем точность МБР РВСН шахтного базирования.

Противолодочное вооружение состоит из шести 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания, В качестве боеприпасов могут применяться практически все типы торпед и ракето-торпед данного калибра. Боекомплект состоит из более чем 20 торпед УСЭТ-80, ПЛУР 81Р, ПЛУР «Водопад» и ракето-торпед “Шквал”. Также ТА могут применяться для постановки мин.
Кроме того для защиты в надводном положении от низколетящих целей имеются восемь комплектов ПЗРК “Игла”.

Тяжелый атомный подводный крейсер "Акула"

Боевая эффективность «Акул» в значительной степени обеспечивается за счет постоянного совершенствования системы связи и боевого управления морскими стратегическими ядерными силами страны. К настоящему времени эта система включает каналы, использующие различные физические принципы, что повышает надежность и помехозащищенность в самых неблагоприятных условиях. В состав системы входят стационарные передатчики, транслирующие радиоволны в различных диапазонах электромагнитного спектра, спутниковые, самолетные и корабельные ретрансляторы, мобильные береговые радиостанции, а также гидроакустические станции и ретрансляторы.

Огромный запас плавучести тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта (31,3%) в сочетании с мощными подкреплениями легкого корпуса и рубки обеспечил этим атомоходам возможность всплытия в сплошном льду толщиной до 2,5 м (что неоднократно проверялось на практике). Патрулируя под ледяным панцирем Арктики, где существуют особые гидроакустические условия, снижающие даже при самой благоприятной гидрологии дальность обнаружения подводной цели посредством наиболее современных ГАС всего до нескольких километров, «Акулы» являются практически неуязвимыми для противолодочных атомных подводных лодок США. Авиационными средствами, способными осуществлять поиск и поражение подводных целей сквозь полярный лед, Соединенные Штаты также не располагают.

В частности, «Акулы» несли боевую службу подо льдами Белого моря (первой из «941-х» такой поход совершил в 1986 г. ТК-12, на котором входе патрулирования при помощи ледокола была осуществлена замена экипажа).

Военно-морской Флот России располагает шестью тяжелыми атомными подводными крейсерами с баллистическими ракетами проекта 941 «Акула». Все лодки этого типа находятся на Северном флоте.  ПЛАРБ пр.941  вступили в строй в 1981-1989 гг.
В составе Северного флота имелось и семь наиболее современных крейсерских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами пр.667БРДМ «Дельфин» (Delta-IV, 11740 т., вступили в строй в 1985-92 гг.), каждая их которых оснащена 16 баллистическими ракетами РСМ-54 (SS-N-23) c дальностью более 8300 и тремя РГЧ по 100 Кт.     14 ПЛАРБ пр.667БРД «Кальмар» (Delta-III) находилось на Северном флоте (девять лодок) и ТОФ (пять кораблей). ПЛАРБ пр.667БРД подводным водоизмещением 10600 т несут по 16 ракет РСМ-50 (SS-N-18, 6500 км, три РГЧ по 500 Кт). Они вступили в строй 1976-81 гг.

В 1992 году головной корабль — ТК-208 пр. 941 был поставлен на капитальный ремонт в ходе которого предполагалось произвести и запланированную ранее замену МБР на новые РСМ-52В (Р-39М), обладающие повышенной дальностью и точностью стрельбы. Однако  недофинансирование работ и неудачи отработки новой ракеты привели в 1998г.к приостановке проекта.

В 1996 г. из-за нехватки средств были выведены из боевого состава БРПЛ пр.941: ТК-12 и ТК-202, в 1997 г.-ТК-13. В то же время дополнительное финансирование ВМФ в 1999 году позволило значительно ускорить затянувшийся капитальный ремонт головного ракетоносца 941-го проекта — К-208. За десять лет, в течение которых корабль находился в ремонте, проведена замена и модернизация (в соответствии с проектом 941У, включая замену МБР на типа SS-N-24/26) основных комплексов вооружения. В июне 2002 г. обновленный атомоход покинул пелинг завода  для продолжения дальнейшей боевой службы.

Сообщается, что ведутся работы по созданию двух новых баллистических ракет, предназначенных как для модернизации уже существующих лодок, так и для ПЛАРБ нового поколения. При модернизации  «Акулы» имеют все шансы сохраниться их в строю до 2010-х года.
Пессимистичный сценарий предполагал, что в начале 2000-х годов в строю ВМФ будет находится от 12 до 25 ПЛАРБ различных типов.

+1
2
+1
25
+1
0
+1
1
+1
1
+1
1
+1
0

Поделись видео:
Юрий Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии