Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 ( июль 1967-го) предусматривались разработка и принятие на вооружение, наряду с самоходной гаубицей полкового звена (будущая 2С1 «Гвоздика») дивизионной самоходной гаубицы калибра 152,4мм. Задание на разработку такой машины было выдано Свердловскому Машиностроительному Заводу «Уралтрансмаш». Артиллерийская система разрабатывалась в ОКБ-9 «Уралмашзавода» , а гусеничное шасси с использованием узлов и агрегатов самоходной пушки СУ-100П- КБ Свердловского Завода Транспортного Машиностроения. Первые опытные образцы САУ ( «Объект 303») были изготовлены и прошли заводские испытания в 1968…1969 гг. По результатам заводских и полигонных испытаний машина подверглась определенной доработке, связанной в том числе, с высокой загазованностью боевого отделения при стрельбе ( подобная проблема наблюдалась также в процессе создания «Гвоздики»). В итоге, машина была принята на вооружение Советской Армии приказом Министра обороны СССР от 26 февраля 1972 года, получив войсковое обозначение 2С3 «Акация» и став вторым серийным представителем САО т.н. «цветочного семейства».
В 1975 году на вооружение была принята модернизированная версия 2С3М, которую мы и рассмотрим более подробно.
Самоходная гаубица представляет собой полностью бронированную боевую машину массой 27,5 тонн. В передней части корпуса расположено МТО ; по правому борту- двигатель с обслуживающими системами; по левому- отделение управления с рабочим местом мехвода и посадочным люком в крыше корпуса. Боевое отделение смещено к корме; в башне с корзиной слева от орудия размещаются рабочие места командира и наводчика; слева- заряжающего. В крыше башни по левому борту установлена командирская башенка с люком на вращающемся погоне; в правом борту оборудован люк заряжающего.
В башне кругового вращения устанавливается 152,4мм гаубица 2А33 , имеющая баллистику буксируемой гаубицы Д-20.
Ствол пушки длиной 32,4 калибра состоит из трубы с двухкамерным дульным тормозом и механизмом продувки канала ствола после выстрела, муфты, казенника с вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копирного типа. Тормоз отката- гидравлический; накатник- гидропневматический. Приводы наведения — электромашинные ( 2Э24) и дублирующие ручные. Углы вертикального наведения- от -4 до +60 градусов.
В боекомплект входят 46 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с осколочно-фугасными, осколочно-фугасными активно-реактивными, корректируемыми, кассетными, с готовыми поражающими элементами, с готовыми поражающими элементами, кассетными, осветительными , химическими и специальными снарядами, а также снарядами — постановщиками помех. Могут применяться боеприпасы из БК пушки-гаубицы МЛ-20.
Стандартный выстрел с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25 «Гриф» комплектуется полным или уменьшенным переменным зарядом в стальной или латунной гильзе. Снаряд имеет полетную массу 43,56кГ ; начальная скорость достигает 655м/c на полном заряде. Максимальная дальность стрельбы составляет 17300…17400 метров. Масса ВВ (A-IX-2) составляет 6,88 кГ. При детонации снаряда образуется около 2000 убойных осколков ; приведенная площадь поражения составляет более 600м. кв.
Выстрел с активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом 3ОФ22 комплектуется дополнительным ракетным зарядом 4М3 и замедлителем 4Л25. Дальность стрельбы повысилась до 20500 метров, однако снаряд имеет уменьшенную массу ВВ ( 4,88кГ) и повышенные показатели технического рассеивания. Для стрельбы по бронированным целям прямой наводкой используется выстрел с вращающимся кумулятивным снарядом БП-540. Он имеет полетную массу 27,44кГ; начальную скорость- 676м/c; максимальная дальность стрельбы- 4000 метров. Бронепробиваемость по нормали составляет 250мм гомогенной брони; под углом 60 град.- 120мм. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 метра- 670 метров.
12 снарядов размещается в барабане карусельной укладки в кормовой нише башни. Укладка снабжена электроприводом и обеспечивает проворот барабана на один шаг при очередном подъеме досылателя. Один снаряд ( кумулятивный) закреплен на правом борту башни. 33 снаряда ( в том числе — три кумулятивных ) размещены в стеллажах т.н. сотовой боеукладки в кормовой части корпуса. Заряды размещены в двух укладках кормовой ниши башни ( 16 штук+ 3 штуки) , а также сотовой укладке в корпусе (16 штук), на стенках боевого отделения 1шт, на полу боевого отделения ( 8 штук) , еще 2 заряда закреплены на крыше башни. Имеется механизм пополнения сотовой боеукладки с грунта через специальный люк загрузки , оборудованный в кормовом листе корпуса. Снаряд и заряд вручную подаются на транспортер, который поочередно перемещает их на специальный лоток в боевом отделении. С лотка снаряд и заряд вручную переносятся на лоток механизма досылания гаубицы 2А33 и поочередно досылаются в канал ствола. Затвор закрывается- орудие готово к выстрелу. После выстрела стреляная гильза выбрасывается через специальный лючок, выполненный в крышке люка заряжающего.
Скорострельность при стрельбе прямой наводкой при подачи боеприпасов из укладок башни или с грунта составляет 3…4 выстрела в минуту.
Для ведения огня наводчик использует панорамный перископический прицел ПГ-4 с прицелом прямой наводки ОП-5-38. Панорама с механическим прицелом , узлом согласования и электроблоком ( индекс 10П44) монтируется в крыше башни и обеспечивает стрельбу с закрытых огневых позиций и прямой наводкой. Механический прицел с узлом согласования обеспечивает ввод в панорамный прицел углов прицеливание и углов места цели, горизонтирование панорамы в продольном и поперечном направлениях, согласование угла возвышения ствола орудия с углом возвышения на прицеле. Головка панорамного прицела обеспечивает круговое вращение в горизонтальной плоскости. Панорама имеет увеличение 3,7 крат и поле зрения 10,5 градусов.
Прицел прямой наводки представляет собой телескопическую трубу ( увеличение -5,5 крат; поле зрения- 11 градусов), которая монтируется в лобовом листе башни слева от гаубицы. Прицельная дальность стрельбы прямой наводкой достигает 4000 метров.
Для наблюдения за местностью у наводчика и заряжающего имеются по одному призменному прибору ТНПО-115, размещенных в бортовых стенках башни.
У командира по периметру командирской башенки установлено четыре прибора наблюдения ТНПО-115, а во вращающемся погоне- комбинированный прибор наблюдения ТКН-3А с ИК- осветителем ОУ-3. На башенке монтируется установка с 7,62мм пулеметом ПКТ, который наводится через дневную ветвь прибора ТКН-3А и соединен с ним тягой. Углы ВН составляют от -6 до +15 град.; ГН- 156,3град. вправо и 161,3град.- влево от продольной оси машины. Боекомплект пулемета — 1500 патронов.
У мехвода для наблюдения за местностью установлено два призменных прибора ТНПО-160, один из которых может заменяться подсветочным ПНВ типа ТВН-4ПА или ТВНЕ-4Б, работающим с ИК-фарой ФГ-126.
В качестве средств связи используется штатная танковая УКВ- радиостанция Р-123М , а также аппаратура внутренней телефонной связи 1В116 на пять абонентов. Броневая защита — противопульная; корпус и башня сварные, изготавливаются из катаных броневых листов. САУ оборудована системой коллективной защиты от оружия массового поражения с двумя ФВУ ( которые одновременно входят в состав системы вентиляции боевого отделения), автоматической системой противопожарного оборудования, средствами защиты от огнесмесей типа «напалм». На нижнем лобовом листе корпуса монтируется бульдозерный отвал встроенного оборудования для самоокапывания.
В качестве силовой установки используется 12-цилиндровый V-образный 4-тактный многотопливный дизель В-59У с инерционным наддувом и непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения. Мощность двигателя- 520 л.с. В состав топливной системы входят пять топливных баков общей емкостью 830 литров. Четыре бака размещены в боевом отделении вдоль бортов корпуса; один- в МТО. Система воздухоочистки- двухступенчатая ( циклоны + сменные кассеты) с эжекционным удалением пыли из пылесборника.
Система охлаждения- с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором.
Механическая трансмиссия состоит из многодискового главного фрикциона сухого трения, двухпоточной механической коробки передач с постоянным зацеплением шестерен, обеспечивающей движение на шести передачах переднего и двух- заднего хода., двухступенчатых планетарных механизмов поворота и бортовых передач.
В состав ходовой части входят по шесть двускатных обрезиненных опорных катков с дисками из алюминиевого сплава ( на борт) , четыре обрезиненных поддерживающих ролика, цельнометаллические литые направляющие колеса заднего расположения, ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, гусеницы- с последовательным РМШ; ширина трака составляет 484мм. Опорные катки имеют индивидуальную торсионную подвеску с несоосным расположением торсионных валов и телескопическими гидроамортизаторами на первых, вторых и шестых узлах.
При полной боевой массе удельная мощность составляет 19 л.с./т, а среднее давление на грунт- 0,6кГс/см.кв. Максимальная скорость по шоссе- 60км/ч ; по пересеченной местности- до 30 км/ч ( кстати, скорость заднего хода составляет 13, 7 км/ч); запас хода по шоссе- 500 км.
«Акации» поступали на вооружение артиллерийских дивизионов артиллерийских полков танковых (мотострелковых) дивизий сухопутных войск СССР. Каждый дивизион имел трех- или четырехбатарейную структуру, по шесть самоходных гаубиц в каждом. Для повышения боевой эффективности батареям придавались машины из состава комплексов автоматизированного управления артиллерийским огнем «Фальцет» или «Машина».
САУ поставлялась на экспорт, принимала участие в большом количестве военных конфликтов, прошла несколько этапов модернизации и остается на вооружении Российской Армии до сегодняшнего дня. Всего до 1993 года было изготовлено около 4000 машин этого типа.
Поделись видео: