Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
«Бурлак» – очень интересный и крайне перспективный проект боевого модуля для основных танков России, созданный в нулевые годы. Вспоминая актуальные разработки, многие пользователи до сих пор вспоминают «Бурлак», как потерянный потенциал. Есть только один резонный вопрос – а так ли хорош был «Бурлак»? В эпоху культуры отмены заголовок модный, но давайте пройдёмся объективно.
«Бурлак» – цели и задачи
Любое действие имеет ту или иную цель, даже если вы об этом не задумываетесь. Разумеется, «Бурлак» тоже имел определённые цели и задачи, которые хотели закрыть военные. Одна из основных – скромный модернизационный потенциал танков советского производства. Здесь стоит уточнить, что подразумевалась модернизация старых машин без изменений в корпусе.
Многие вспоминают, что у «Бурлака» был автомат заряжания в башне и таки да – слухи есть, но это далеко не основная проблема, которую «Бурлак» мог закрыть. Унификация и усиление брони – две наиболее важные задачи, которые надо было закрывать. Разношёрстный танковый парк в армии – проблема для логистики и армии в целом. Проще содержать один тип боевых машин, или максимально унифицированные. Башня «Бурлак» могла бы устанавливаться на все ОБТ советской школы.
С бронёй вопрос проще – сварная конструкция, имеющая 5-и угольное основание. Кроме усиления брони, стояла задача упрощения процесса модернизации. Для этого, внешние листы брони делали съёмными.
Ну и последнее в списке, но не последнее по важности – адаптация старых машин под современную электронику. В башне должны были установить новые фланцы и шахты для установки современных на тот момент прицельно-наблюдательных приспособлений.
Что получили?
Если вы считаете, что «Бурлак» прошёл мимо армии, то поспешу вас обрадовать – наработки «Бурлака» до сих пор используются. Просто не в том виде, как многие хотели бы это видеть… Для начала, давайте взглянем на Т-80 с башней проекта «Бурлак». Почему это именно Т-80? Взгляните на приборы наблюдения водителя. К тому же, есть и другие кадры, на которых можно рассмотреть ходовую часть машины. Проект разрабатывался до принятия Т-80БВМ на вооружение.
Но интереснее всего не корпус, на который поставили башню, а сама башня. Ничего не напоминает? Общая форма сохранилась, но кормовая ниша стала гораздо проще. Борта башни имеют экранировку, хотя крыша башни осталась плоской. Не менее интересен метод установки динамической защиты. Его практиковали на изначальном образце «Бурлака», но до финала он не дожил. Точная причина неизвестна, но в нулевые работали над версией КАЗ-а «Арена», который можно было бы ставить за динамической защитой. Специально для этого, схему установки последней меняли на то, что мы видим на «Бурлаке».
Копнём ещё чуть глубже и давайте посмотрим на проект «Прорыв». Знакомо? Да – «Прорыв» это упрощённый «Барлак», на котором отказались от автомата заряжания, но кормовую нишу оставили, схему установки динамической защиты вернули к более привычной клиновидной, а крыша башни получила типичные для бронированных машин приборы наблюдения, включая командирскую башенку.
Что было не так?
Проект «Бурлак», как говорилось ранее, был очень перспективным и нравился военным. Однако, цена боевого модуля была просто неподъёмной. Количество нововведений зашкаливало и требовалось упрощение. Другим немаловажным фактором стала боевая масса. Из-за огромной кормовой ниши с автоматом заряжания и модульной лобовой брони, вес башни увеличился с предполагаемых 18 тонн до внушительных 22-25 тонн. И это при том учёте, что на первом прототипе не использовали динамическую защиту «Реликт».
Второй известный прототип на базе Т-80 оснастили «Реликтом» и упрощённой башней, но в ней не хватало простых, можно сказать устаревших, но очень важных элементов. Таких, как аналоговые приборы наблюдения командира. Приведя башню к предсерийному состоянию, название проекта изменилось на «Прорыв». Оно и понятно – «Прорыв» не решал всех задач «Бурлака», которые ставились перед последним. Однако, взамен военные получили унифицированный «купол», который можно поставить на любой танк советской школы. Будут ли его использовать на возвращённом в производство Т-80 – вопрос открытый, но такая возможность в теории есть.
Итог
«Бурлак» имел ряд проблем с массой, большим количеством нововведений и конечной стоимостью из-за них. В итоге, военные попросили удешевить проект, что инженеры и сделали. Промежуточный итог военных устроил, несмотря на отсутствие некоторых технических решений, закрывающих ряд важных, но не ключевых задач. Доведение башни до серийного состояния привело к появлению «Прорыва», который мы отлично знаем по Т-90М, а в будущем, может быть и не только по нему…