Loading...
А-222 «Берег». Что представляет собой самый мифический российский артиллерийский комплекс - новости Подоляка

А-222 «Берег». Что представляет собой самый мифический российский артиллерийский комплекс

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
29
+1
131
+1
6
+1
9
+1
12
+1
14
+1
41
САУ из состава комплекса А-222 «Берег»

Постоянные читатели моего канала в курсе, что я скептически отношусь к характеристике «не имеет аналогов в мире», которую любят применять к различным творениям отечественного ВПК.

Но в этой статье я расскажу о редком примере, когда действительно аналогов нет. Встречайте: береговой артиллерийский комплекс А-222 «Берег». Пожалуй, самая мифическая отечественная артиллерийская система, вокруг которой существует немало мифов и заблуждений.

Истоки

Работы над А-222 стартовали в 1976-м году в волгоградском ЦКБ «Титан». Требовалась современная замена стоявшему на вооружении с 1950-х годов артиллерийскому комплексу береговой обороны СМ-4.

В него входило буксируемое 130-мм орудие, которое работало в связке с прибором управления стрельбы, аппаратурой опознавания «свой-чужой» и РЛС. Впрочем, вести огонь можно было и без сложного оборудования.

130-мм орудие комплекса СМ-4

Составляющие СМ-4 размещались на прицепах, а наведение осуществлялось вручную по данным для стрельбы, получаемым от ПУС. Новый комплекс должен был стать мобильнее и обладать большей автоматизацией процессов от обнаружения до поражения целей.

На этом моменте, а может быть, и раньше, у вас может возникнуть вопрос: а зачем вообще нужна артиллерия береговой обороны, когда есть ракеты?

Да, действительно, в 1970-х на вооружении стояли БРК «Редут» и «Сопка», а вскоре их дополнит еще и «Рубеж».

Проблема в том, что у этих комплексов, вооруженных крылатыми ракетами, есть «мертвая зона», то есть минимальная дальность поражения целей. Составляет она порядка 15 км (примерно столько у «Сопки» и современного «Бастиона»). Также важно учесть, что ракеты массой в несколько тонн не очень подходят для поражения малоразмерных маневренных целей, которые могут попытаться прорваться к берегу. Поэтому необходимость современного артиллерийского комплекса береговой обороны в те годы вопросов не вызывала.

Документация для производства первого опытного образца артиллерийской установки была передана на производство уже в 1980-м году, но завод «Баррикады» из-за сильной загруженности смог изготовить его только в 1988 году.

-4

Где-то на этом моменте «Берег» по аналогии со многими другими новинками ВПК конца 1980-х имел все шансы остаться лишь опытным образцом. Но нет: испытания в Феодосии продлились до 1992 года, а весь комплекс был принят на вооружение в 1996-м.

Первый серийный комплекс поступил на боевое дежурство под Новороссийском в 2003 году. Достоверной информации о том, сколько комплексов сейчас на вооружении, в сети, конечно, нет. В 2017-м блог bmpd Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) сообщал, что «Берег» состоит на вооружении 459-го отдельного берегового артиллерийского дивизиона 11-й отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота ВМФ России. Всего в дивизионе три батареи, в которых суммарно шесть САУ.

-5

Также в начале этого года официально сообщалось о включении А-222 в состав формируемой Днепровской флотилии. Правда до сих пор никаких свидетельств боевого применения «Берега» нет.

Из чего состоит

Комплекс А-222 «Берег» — это не одна машина, а целая небольшая колонна. Штатно в его состав входят: 4-6 САУ, мобильный центральный пост и машина обеспечения боевого дежурства (МОБД).

МОБД, машина центрального поста и САУ комплекса А-222 «Берег»

САУ

Если бегло взглянуть на самоходную артиллерийскую установку из состава комплекса «Берег», можно подумать, что перед нами некая вариация «Мсты» на колесном шасси. Но нет, это совсем не так.

-7

От «Мсты» при создании А-222 позаимствовали только элементы конструкции качающейся части орудия.

Пушка у «Берега» своя, калибра 130-мм. Создана, конечно, не с нуля, а на основе пушки морской двуствольной автоматической установки АК-130. При переносе на САУ пушка получила развитый дульный тормоз и эжектор для удаления пороховых газов из канала ствола.

АК-130

Дальность стрельбы составляет до 23 км. Боекомплект САУ состоит из 40 унитарных 130-мм фугасных или зенитных выстрелов. Специально под «Берег» снаряды не разрабатывались, используются боеприпасы корабельной артиллерии. Поскольку части береговой обороны подчинены флоту, такая унификация сильно упрощает снабжение и логистику.

Снаряды внутри САУ хранятся в двух механизированных укладках, но из укладки на лоток досылателя 33-килограммовый боеприпас подают заряжающие. Их, кстати, в экипаже аж четверо (!).

Заряжающие за работой. Кадр из программы «Ударная сила»

Скорострельность составляет до 10-12 выстрелов в минуту. Конечно, в реальности этот показатель будет сильно зависеть от навыков и усталости заряжающих.

«Берег» может вести огонь как по надводным, так и по наземным целям. Основной режим стрельбы предполагает автоматическое наведение с центрального поста. Также САУ может работать и самостоятельно, для чего у нее есть собственное прицельное оборудование.

Внутри САУ, скорее всего, показан наводчик. Кадр из программы «Ударная сила»

Помимо четырех заряжающих, в башне располагаются командир машины и наводчик. Во всех источниках указано, что экипаж установки состоит из восьми человек, но вместе с мехводом получается семь (четверо заряжающих + наводчик + командир + мехвод). Кто тогда восьмой? Если можете подсказать, пишите в комментарии.

-11

САУ весит порядка 44 тонн, что весьма немало для автомобильного шасси. Для сравнения, гусеничная «Мста» весит примерно столько же (порядка 42 тонн). Тем не менее, все машины комплекса способны перемещаться по твердому покрытию на скорости до 60 км/ч.

Мобильный центральный пост с системой управления МР-195

Главная «фишка» «Берега» не колесная САУ с морским орудием, а автоматическая выдача целеуказания на боевые машины с центрального поста.

Мобильный центральный пост с системой управления МР-195

Пост располагается на отдельной машине. Для обнаружения и сопровождения целей предусмотрены радиолокационный и оптико-электронный каналы. Система одновременно может сопровождать до четырех целей, обеспечивать обстрел двух из них, одновременно выдавая целеуказание на шесть САУ. Дальность обнаружения целей составляет до 35 км.

Машина центрального поста из состава комплекса А-222 «Берег»

Система управления при выдаче целеуказания учитывает местоположение отдельных САУ и вносит поправки в случае их перемещения.

Огонь может вестись как одиночными залпами, так и серией из 4, 6, 8, 10 и 12 выстрелов.

Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)

Читатели, служившие в полках РВСН, где стоят на вооружении «Тополя» или «Ярсы» должны хорошо знать эту машину.

Внутри нее хранится запас топлива на 7 суток работы дизельного генератора, двухместное и четырехместное купе для отдыха, четырехместная комната отдыха-столовая и кухня с запасом пищи и воды на 10 человек на 7 суток. А ещё на крыше смонтирована пулемётная башня от БТР.

МОБД из состава комплекса А-222 «Берег»

Главный вопрос: зачем нужна МОБД в составе берегового артиллерийского комплекса? Это целый вагон на колесах, который весьма непросто замаскировать.

Таким образом, противник получает возможность разом ликвидировать сразу несколько военнослужащих. Учитывая, что отдыхать внутри будет, скорее всего, расчет центрального поста, то их даже частичная потеря очень сильно ударит по боеспособности всего комплекса.

МОБД на базе автомобиля МАЗ-543 в составе колонны одного из соединений РВСН (идет сразу за БТР-80)

МОБД предназначена для обеспечения боевого дежурства ПГРК вроде «Тополя» или более современного «Ярса». Дежурство это осуществляется в глубине территории страны в глухих лесах, поэтому проблема с маскировкой так остро не стоит. Да и поразить машину могут разве что при ядерном ударе по позиционному району. А в этом случае уже не так важно, где отдыхают военнослужащие.

Подозреваю, что МОБД ввели в состав «Берега», поскольку за его создание отвечало ЦКБ «Титан», которое специализируется на ракетных комплексах, в том числе для РВСН. Дальнейшую логику можете выстроить сами. Хотя я могу и ошибаться.

Так чего уникального?

А-222 «Берег» — это единственный в своем роде автоматизированный мобильный комплекс береговой обороны, способный поражать в том числе высокоскоростные надводные цели.

Подобных систем ни у кого больше нет (если не согласны, пишите в комментарии). Это не просто отдельная САУ, а целый комплекс, способный отражать нападение на морское побережье при высоком уровне автоматизации. В этом и есть его уникальность.

Все ли идеально?

Конечно, нет. Например, на страницах газеты «Новое военное обозрение» в начале нулевых шла целая дискуссия по поводу эффективности «Берега».

Одним из ключевых недостатков называлась низкая дальность обнаружения надводных целей — порядка 35 км. При этом в составе старой буксируемой системой СМ-4-1Б, о которой говорилось в начале статьи, работала РЛС обнаружения надводных целей «Мыс» с дальностью обнаружения до 183 км. Что в несколько раз превосходило возможности РЛС «Берега».

РЛС «Мыс-1МЭ»

Также есть вопросы к машине центрального поста. РЛС и другое оборудование размещено на отдельном автомобиле в аппаратной кабине во всю длину базы. В случае ее поражения весь комплекс становится слепым: отдельные САУ могут только вести огонь только при помощи собственного прицельного оборудования, визуально обнаруживая цели.

При этом чуть раньше в СССР был разработан береговой ракетный комплекс «Рубеж», в котором на то же самое шасси МАЗ-543 поместили и аппаратную кабину с РЛС и всем необходимым оборудованием, и два контейнера с противокорабельными ракетами.

«Берег» и «Рубеж» в одном кадре

Если бы РЛС и системы управления огнем были на каждой САУ, то живучесть комплекса серьезно выросла бы. Но получилось бы, наверное, дороже, да.

+1
29
+1
131
+1
6
+1
9
+1
12
+1
14
+1
41

Поделись видео:
Источник
Подоляка
1 1 голос
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии