Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Большинство из нас наслышаны о знаменитой «дороге жизни» блокадного Ленинграда. Известна она тем, что связывала блокадный город с «большой землей». По ней в голодающий Ленинград доставляли жизненно необходимые товары и продовольствие, а в обратном направлении эвакуировали местных жителей. Хотя, к чести сказать, далеко не все ленинградцы желали уезжать, многие оставались дома с родными. Это происходило из-за того, что чисто физически уехать могли не все, а бросать родню на произвол судьбы никто не хотел. Каждый год мы вспоминаем водителей, регулировщиков, да и просто тех, кто строил эту дорогу. Дорогу, благодаря которой удалось спасти множество жизней. Но мало кто знает о том, что была на просторах нашей страны в тот период и еще одна «дорога», которая также спасала жизни, причем не только мирных жителей, но и бойцов на фронте. Ее называли «Дорогой мужества» и связывала она между собой участок Старый Оскол — Сараевка.
На самом деле, у «Дороги мужества» есть и еще несколько официальных названий — Объект номер 217 и Осколяночка. По крайней мере, именно так называют ее местные жители. «Дорога мужества» — это железная дорога, построенная в рекордно короткие сроки, вдвое быстрее заявленного. Строительство данной дороги в свое время являлось настоящим трудовым подвигом, за который некоторые участники реально были награждены орденами и медалями. Но для чего ее вообще нужно было строить, причем настолько быстро?
Наверняка многие из вас слышали о таком эпизоде в рамках Великой Отечественной войны как Курская дуга. По сути, победа наших войск под Курском повернула театр военных действий с ног на голову, после чего немцы, практически на всех участках фронта, в основном лишь отступали. Еще накануне данного сражения наше командование прекрасно понимало, что здесь нужна только победа, и никак иначе. Тоже самое понимали и немцы, поэтому стянули в эти места довольно существенные силы. В том числе из-за этого на Курской дуге, а если более конкретно, то под Прохоровкой, позже произойдет крупнейшее танковое сражение в истории.
Соответственно, наши войска на данном участке фронта нужно было оперативно обеспечивать всем необходимым не только для изначальной обороны, но и для дальнейшего наступления. А это немалые ресурсы, которые нужны были здесь и сейчас. Так в чем проблема, можно было ведь поставить это по другим железным дорогам? Это все так, но нюанс заключался в том, что фронт в данном месте на тот момент не располагал достаточной сетью железных дорог. Активно использовалась только ветка «Касторная — Курская», но она не могла обеспечить всех потребностей, потому как была максимально загружена. К тому же и немцы были не дураки, все прекрасно понимали, поэтому участки данной дороги периодически подвергались налетам их авиации. Собственно по этой причине и было принято решение строить новую ветку. Но, так как время поджимало, строить ее нужно было максимально быстро.
Срок для строительства новой ветки был установлен довольно жесткий — два месяца. При этом, стоит еще учитывать, что помимо вражеской авиации и сам участок для строительства новой ветки был довольно непростым. Не забывайте о том, что у нас страна большая и равнины местами пересекает множество рек, где-то больших, а где-то не очень. Сама же ветка должна была протянуться на целых 95 километров. 95 километров, на протяжении которых, помимо самого полотна, нужно было оборудовать еще и 10 мостов. Строительство ветки началось 15 июня 1943 года и должно было закончиться 15 августа.
Так как предстояло построить довольно длинный участок, то для этой цели необходимо было и существенное количество людей. Но кто будет строить, если все мужчины на фронте? Поверьте, от добровольцев не было отбоя, все хотели помогать фронту. Ясное дело, что среди строителей большую часть составляли женщины, старики и дети. Всего же набралось более 25 тысяч человек. Довольно большая масса народа, которую, между тем, очень грамотно распределили. Всех их разбили по участкам, участки — на колонны, колонны — на отряды. Ну а сами отряды — уже на строительные бригады. Благодаря этому каждый четко знал свой участок.
Что интересно, здесь складывалась такая же ситуация, как и при записи в добровольцы на фронт. Совсем детей старались не брать на строительство, потому как пользы от них было не особенно много, а следить за ними нужно было вдвойне. Совсем иная ситуация была с подростками, которые просто приписывали себе лишние годы в документах и таким образом попадали на эту грандиозную стройку. Строили ради заработка? Нет, все хотели помочь фронту, потому как у каждого в семье кто-то воевал, будь то муж, сын или отец.
«На этой стройке трудилось до 30 тысяч человек гражданского населения. Жили в холодных шалашах. Трудились иногда под проливным дождем. Но никто не жаловался, все прекрасно понимали, что дорога жизненно необходима фронту. Поэтому продолжали трудиться в полную силу». (Екатерина Шевцова).
Но был и еще один момент, который заставлял людей работать особенно усиленно — большая часть из них уже успела побывать в немецкой оккупации, и возвращаться туда они не желали. Как правило, работали по 12-15 часов, отдыхали прямо здесь, на участках. Набор инструментов был довольно скудным и большую часть работ выполняли обычными лопатами. Но, даже несмотря на это, средний темп строительства составлял до трех километров в сутки. Таким образом, полностью железнодорожная ветка была построена в рекордные 32 дня, вместо запланированных двух месяцев.
«Земля была сухая и твердая как камень. Менялись инструментами, чтобы не выбиваться из сил. Рядом с нами работали военные, которые закрепляли рельсы и укладывали шпалы. Работали с раннего утра и до поздней ночи, допуская лишь короткие передышки. От усталости валились с ног. Но дорога нужна была как воздух, поэтому никто не останавливался и не уходил с работы. Несмотря на трудности, все работали до победного конца». (Екатерина Безгинова).
Первые эшелоны по данной ветке были пущены на месяц ранее запланированного, а именно 19 июля 1943 года. На фронт везли военную технику и боеприпасы, а в обратном направлении раненных в боях. 368 строителей данной ветки были награждены орденами и медалями различной степени. Этот подвиг стал не просто трудовым, он был как воздух необходим на тот момент для фронта. Во многом именно благодаря ему стала возможна итоговая победа наших войск на Курской дуге, после чего красноармейцы неумолимо пошли на запад, добывать столь долгожданную Победу.
Поделись видео:
