Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Для подростка периода СССР мопед был вершиной всех желаний. Пусть это будет самый простой, самый дешевый и возможно частично собранный из различных запчастей, но владеть собственной техникой мечтали практически все мальчишки.
На мопедах, несмотря на запрет и возмущения взрослых, гоняли круглогодично.
Продавались мопеды в магазинах «Спорттовары», поэтому этот магазин часто посещали мальчики-подростки 12-15 лет, чтобы посмотреть и обсудить плюсы и минусы имеющихся в продаже моделей.
Моделей «мопиков» действительно было немало, поэтому выбрать было из чего.
В-902
В начале 50-х годов прошлого столетия коллектив Харьковского велосипедного завода один из первых в СССР занялся созданием мотовелосипедов.
Разработанную модель с двигателем Д-4 передали на Львовский велосипедный завод, который и наладил серийный выпуск В-902 в 1958 году.
Модель представляла собой простейший тип вело-мопеда, с усиленной велосипедной рамой, на котором был установлен мотор, работающий по принципу ДВС.
Передняя вилка была усилена пружинными амортизаторами, регулируемого типа, которую чуть позже заменили на телескопическую.
На заднем колесе находилась приводная моторная звездочка. Натяжная цепь регулировалась с помощью поворотного кронштейна.
Односкоростной двигатель с самой простейшей системой сцепления.
Движение начиналось как на обычном велосипеде: с раскручивания педалей, после чего водитель отпускал рычаг сцепления и включал скорость.
Несмотря на простоту, мопед развивал скорость до 50 км/ч, что было весьма немалым достижением для того периода времени.
МВ-042 «Львовянка»
Львовский велосипедный завод после выпуска успешной серии мотовелосипеда В-902 начал развивать идею разработки.
Несмотря что по документам модель МВ-042 считалась мотовелосипедом, по техническим характеристикам это был первый советский мопед.
Все разработки производились исключительно инженерами завода, поэтому модель можно смело назвать их творением.
Подвешенный двигатель был взят из серии В-902, но сама рама и колеса были значительно усиленными.
Разработчики установили маятниковый тип подвески цепи, и телескопическую переднюю вилку, которая специально была рассчитана под более большие механические нагрузки.
Первую модель серии «Львовянка» завод выпускал с 1962 по 1963, после чего мопед решили модифицировать.
Рига-1
Попутно со львовским коллективом КБ велосипедного завода разработкой легких мопедов занимались инженеры Рижского мотозавода.
Созданная в 1958 году модель «Sprīdītis», где прибалтийцы в качестве прототипа использовали опыт чешских конструкторов, получилась неудачной в эксплуатации.
Было принято решение использовать в качестве примера техническую документацию немецких производителей.
11 пробных экземпляров Рига -1, выпущенных в 1960 году представлял собой образец советского мопеда, в котором был установлен чешский двигатель двухскоростного типа.
Пройдя испытания, модель допустили к серийному выпуску в 1961 году, и это был один из первых мопедов СССР с мощностью в 49,8 куб. см.
В 1962 году двигатель был заменен на Š-50, который был более выносливым в эксплуатации.
МВ-044
В начале 60-х годов львовский коллектив велосипедного завода модернизировал более раннюю модель мопеда, установив на нем двигатель мощностью в 2 л. с.
В целом, все было все тоже, разве что модель стала немного отличатся внешним видом.
Модель получилась на редкость «живучей», что сразу было подмечено владельцами.
Простейший ремонт позволял эксплуатировать мопед практически круглый год, при этом многие запчасти подходили с обычных велосипедов, которые выпускались все тем же львовским заводом.
Рига-5
Мопед, выпущенный заводом «Саркана Звайгзне» совсем не напоминал изящную модель рижского мотозавода.
Единственным, но, правда, очень ценимый мальчишками плюсом, являлись простота управления и не требующий особых знаний техники ремонт.
Более ранняя версия мопеда Риза-4 выглядела как-то внушительнее, но и цена машины была выше, поэтому на выпускаемый с 1966 по 1971 год односкоростной мопед спрос был весьма высокий.
Рига-26
Прибалтийцы решили продвинуться, создав в 1984 году мини-мопед мощностью в 1,8 л. с. с объемом двигателя 49,6 кубов.
Для преодоления расстояния в 100 км требовалось всего 2 л бензина марки А-72 или А-76.
Мокик заводился с помощью кик-стартера, при этом производители установили очень удачную систему электронного зажигания.
Движение осуществлялось с помощью многодисковой системы сцепления 2-х скоростного типа.
Максимальная скорость на асфальтированной дороге без груза составляла в среднем 40 км/ч, но это вполне устраивало не только подростков, но и дачников и просто любителей подобной техники.
Несмотря на то, что модель стоила более 200 рублей, мокики мгновенно раскупались.
«Верховина»
Начиная с 1970 года Львовский завод начал выпуск новой серии мопедов под названием «Верховина».
Это был один из первых советских мопедов, технически не отличающийся от зарубежных аналогов.
Сразу было разработано несколько различных типов этой модели, включая спортивный вариант мопеда, с приподнятой выхлопной трубой и форсированным двигателем ШК-51К.
Максимальная скорость мопеда достигала 60 км/ч, что было равносильно технике выпускаемой чехами.
«Карпаты-2»
Начина с 1981 года украинский производитель наладил выпуск новой серии мопедов «Карпаты», которую в 86-м году модифицировали в «Карпаты-2».
Развивавший на асфальтной дороге стабильные 60 км/ч мопед вызывал восторг не только у подростков, но и людей постарше.
Над разработкой модели одновременно работало несколько коллективов: Ленинградский филиал ВНИИТЭ (дизайн) и завод «Вайрас» в Шяуляе.
Двигатель Ш-62 и остальные детали гарантировали владельцам не менее 2 лет работы без капремонта с пробегом не более 18 тыс. км.
Попутно благодаря модернизации наладили выпуск спортивного типа моделей и моделей класса люкс, что собственно не особо требовалось от разработчиков, так как мопед получился весьма удачным.
Поделись видео: