Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Из всех направлений советской промышленности гражданская авиация считалась самой развитой. Из конструкторских бюро занимавшихся разработкой гражданских лайнеров самыми крупными считались ОКБ Туполева, Яковлева, Антонова и Ильюшина.
В этих коллективах работали самые талантливые инженеры, которые за весь период существования страны создали более 70 моделей вертолетов и самолетов, обеспечивших надежную работу Аэрофлота во всех направлениях гражданской авиации.
Всего на советскую авиапромышленность работало более 1 миллиона человек, благодаря которым осуществлялись перевозки гражданских грузов и пассажиров.
Самолеты советского производства использовались не только у себя в стране, но и поставлялись в ряд зарубежных стран, преимущественно для содружества СЭВ, где технику обслуживали исключительно советские специалисты.
Еще одна часть самолетов изготавливались по международной лицензии, разрешавшей эксплуатацию и обслуживание самолетов, изготовленных в Советском Союзе иностранными специалистами, имевших специальный допуск.
Эта часть техники продавалась в другие страны, нуждавшимся в гражданской авиатехнике, но не имевших возможностей самостоятельно их изготавливать.
Из наиболее удачных моделей, созданных в период существования страны, самыми надежными в эксплуатации считались самолеты, которые обслуживали международные рейсы.
Не стоит забывать, что помимо этого была и другая техника, которая использовалась на внутренних рейсах, особенно в тех регионах страны, где другая техника по ряду технических причин не могла выполнять работы по обеспечению нужд советских граждан.
Ан-24
Большая часть самолетов этой модели, созданной КБ Антонов, была собрана на Киевском авиационном заводе.
За весь период, начиная с 1962 и заканчивая 1979 годами, было собрано 1367 единиц Ан-24, где кроме коллектива Киевского авиазавода модель также собиралась на заводах, расположенных в Иркутске и Улан-Удэ.
Многоцелевой турбовинтного типа самолет разрабатывался специально для обслуживания авиарейсов малых и средних протяженностей полетов.
Начиналась разработка коллективом ОКБ Антонова еще в начале 50-х годов по специальному указанию руководства страны.
Пробный вылет, совершенный в октябре 1959 года показал, что модель можно запускать в серийное производство.
Базовая версия, где салон самолета был рассчитан на перевозку пассажиров в количестве от 20 до 52 человек, благодаря модификации модель получила дальнейшее развитие проекта, для использования ее в других направлениях.
В общей сложности коллектив инженеров разработал несколько вариантов, которые предназначались для эксплуатации не только в гражданской авиации, но и военными.
Ан-24 считался наиболее распространенными в сравнении с другими моделями самолетами гражданской авиации, которые использовались на внутренних рейсах.
Ил-14
Эта модель пассажирского самолета, предназначавшегося для использования на ближне-магистральные перелеты коллектив КБ Ильюшин начал разрабатывать сразу по окончанию Великой Отечественной войны взамен устаревшим пассажирским самолетам, которые постепенно налетывая критическое число летных часов, списывались.
Модель планировали создать такой, чтобы даже при самых сложных поломках, таких как отказ одного из двигателей, пилоты могли посадить на взлетную полосу.
После сборки и испытания в 1950 году модель еще некоторый период находилась на доработке.
Повторные испытания в 1951-1952 годах показали, что конструкторам удалось решить технические проблемы, по оперению закрылков, улучшению системы управления и переоборудованию кабины, расширив визуальный обзор.
Начиная с 1953 года, самолет начинают изготавливать серийно, при этом большая часть собранных экземпляров передают на эксплуатацию в Коми АССР и другие северные регионы СССР.
Салон самолета, в зависимости от модификации, мог за один раз перевозить от 18 до 36 пассажиров.
Ил-18
Эта модель гражданского самолета стала одним из первых самолетов с турбовинтным типом двигателя, который за один рейс мог перевозить до 122 пассажиров.
Самолет разрабатывался в самые короткие сроки, где, если верить информации, на разработку и испытания модели потребовался всего один год (1957-1958 г. г.).
На самом деле идея самолета, предназначавшегося для эксплуатации на внутренних рейсах страны, пришла инженерам КБ Ильюшина еще в 1945 году.
По первоначальной задумке борт должен был перевозить до 60 пассажиров за рейс, на расстояние до 5 тыс. км, при средней скорости в 450 км/ч.
При создании модели инженеры столкнулись с рядом технических проблем, которые были и ранее на моделях других самолетов, созданных коллективом Ильюшина.
Самый первый экземпляр был изготовлен всего за год, для показательного полета в честь празднования дня авиации в 1946 году, на котором присутствовал Сталин.
Сталина заинтересовала модель гражданского самолета, и эта особенность в дальнейшем положительно решила дальнейшую судьбу модели.
К 1950 году было принято решение установить на Ил-18 газотурбинные двигатели, которые к тому времени разрабатывались для военной промышленности.
Тогда-то в срочном порядке и начали разработку нового проекта, который инженеры предоставили в самые короткие сроки.
Начиная с 1959 года, самолет зачисляется в состав Аэрофлота СССР, при этом модель оказалась настолько надежной в эксплуатации, что ее использовали на внутренних рейсах до 2002 года, несмотря на то, что СССР, как государство, успело исчезнуть с карт мира.
Ту-104
Эта модель стала первым самолетом на реактивной тяге не только в СССР, но и в мире.
Сразу после пробного полета, который был произведен в 1955 году, самолет был принят на серийную сборку.
Этот самолет, не смотря на то, что по скорости доставки пассажиров ему не было равных на тот период, оказался «сырым» по техническим характеристикам.
Неустойчивость во время выполнения перелетов стала причиной 37 крушений самолетов этой модели, что по мировым показателям стала самым большим показателем.
Несмотря на то, что модель была проблемной как во время эксплуатации, так и в обслуживании, самолеты этой линии продолжали выпускать до 1979 года.
Ту-134
Эту модель пассажирского самолета разрабатывали с учетом недоработок, которые были обнаружены в процессе эксплуатации машины этой же линии, Ту-104.
Плавность линий корпуса, максимально комфортные условия для пассажиров и надежность в эксплуатации сделали самолет чрезвычайно популярный не только в СССР, но и за рубежом, куда модель продавалась в экспортном варианте.
Самолет для пассажирских авиаперевозок 2 класса, рассчитанный на 75-80 пассажиров выполнил свой первый полет в июле 1963 года.
Несмотря на положительный результат испытаний, разрешение на серийное производство было получено только в сентябре 1967 года.
Ту-134 долгий период обслуживал все крупные авиапарки страны и только к распаду СССР эту модель начали понемногу списывать из-за большого срока эксплуатации.
Считается что это один из самых удачных проектов пассажирского самолета, созданный коллективом КБ Туполев периода существования СССР.
Ил-62
Ил-62 стал первой советской моделью самолета пассажирского класса, который предназначался исключительно для перелетов на дальние расстояния.
К серийному производству модель была допущена в 1966 году, после того как прошла государственные испытания.
Использовался самолет и для внутренних перевозок, при этом, учитывая, что за один рейс максимально можно было доставить 195 пассажиров, это было экономически выгодно советскому аэрофлоту.
Не брезговали услугами авиарейсов, которые обслуживались моделью Ил-62 и представители правительства страны, которым по служебным делам приходилось покидать пределы СССР.
Особенностью этой модели являлось то, что самолет мог пролететь полмира без дозаправки, что само по себе был не маловажным фактором.
Эксплуатировались Ил-62 в сравнении с другими моделями довольно долго, до 1995 года, пережив не только саму страну, но и многих представителей верховного эшелона власти.
Ил-86
Ил-86 создавался в противовес американским самолетам отличавшихся в первую очередь большой вместимостью: американским Боингам, Аэробусам и Дугласам.
В серийное производство модель была запущена после того как в 1980 году впервые совершила свой пробный вылет.
Самолет сразу же запустили на рейсы, где наблюдался большой поток пассажиров, а так как за раз Ил-86 мог перевезти 360 пассажиров, то понятное дело, для советского Аэрофлота такие модели были очень нужны.
Несмотря на то, что Ил-86 строили по принципу, советское все самое лучшее, модель действительно оказалась надежной и полезной в эксплуатации.
Если бы «железный занавес» не рухнул в конце 80-хгодов, возможно эта модель бы продержалась в серийном выпуске намного дольше.
К сожалению, с распадом страны многие предприятия перестали существовать, из-за неготовности конкурировать с зарубежными фирмами.
Ил-86, как, впрочем, и другие советские лайнеры этого типа, проиграли «воздушный бой» причем сразу и навсегда.