Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Для категории людей, хорошо запомнивших период существования СССР, мотоциклы навсегда останутся видом техники, которую почему-то больше любили и уважали чем машины.
Причиной, почему так было, стал скорее тот факт, что купить мотоцикл, даже самый дорогой и престижный, было намного легче, чем самую дешевую модель автомобиля.
На мотоциклах ездили на работу, в путешествия, просто катались и отдыхали, и что интересно, многие это делали круглый год, независимо от климатических условий.
Хотя мотоциклы серии «Jawa» и не были творением советского автопрома, тем не менее, в СССР, начиная с 1962 года, эта модель поставлялась в страну Советов постоянно, и при желании чехословацкое чудо техники мог купить любой советский человек.
Возможно, сейчас уже многие подзабыли, но эта легендарная модель действительно во многом отличалась от мотоциклов серийно выпускаемых советских автопромом.
Что же такого в этом мотоцикле было особого, что и по сей день вызывает интерес, сейчас и вспомним.
Первый мотоцикл «чужестранец», ставший культовым для молодежи СССР
Почему-то принято считать, что чехи начинали массово выпускать модели мотоциклов в 1962 году.
Отчасти в этом есть доля правды, так как Чехословакия и СССР о взаимной экономической помощи договорились еще в 1948 году и в соглашении был оговорен пункт о поставках техники и различного оборудования в страны социалистического лагеря.
Таким образом, правительство обеих стран поддерживали экономику членов социалистического лагеря, с возможностью создания новых заводов и фабрик по выпуску различной продукции.
Покупая друг у друга различные товары, члены содружества могли не только выпускать свою продукцию, но и, расширяя производство, продавать ее в рамках договоренных поставок.
CZ и Jawa, модели мотоциклов, выпускаемые чехами, массово начали поступать согласно оговоренной программе вначале 60-х годов.
В Советском Союзе к этому времени уже имелась собственная модель мотоцикла ИЖ, которая по техническим характеристикам не уступала зарубежной технике, но советские любители мотоциклов практически сразу же полюбили чешскую «Яву».
Как создавалась «Ява» и о чем многие не знали, или успели подзабыть
Первый мотоцикл серии «Ява» появился в далеком 1929 году и сказать, что модель пользовалась спросом, как-то язык не поворачивается. Слабая по производственным мощностях компания по выпуску мотоциклов, которую в свое время создал Франтишек Янечек, подписала соглашение с немецкой фирмой Wanderer.
Согласно выкупленной лицензии «Ява» выпускала свою продукцию с использованием оборудования завезенного немцами.
Только после войны, не без помощи Советского Союза производство было налажено до уровня, позволявшего собирать мотоциклы не только для продажи на внутреннем рынке, но и на экспорт.
Вот здесь-то чехи и подсуетились, точнее сказать, взялись за дело со всей ответственностью.
Первое, на что было очень не маловажно, чехи проработали дизайн модели с расчетом, что часть мотоциклов можно будет продавать не только в СССР, но и другие страны Европы.
Качество сборки тоже было на высоте, и даже сейчас, спустя полстолетия советские мотолюбители помнят, насколько внешне «Ява» отличалась от продукции отечественного автопрома.
Как и когда «Ява» могла сгинуть на веки вечные
В 1938 году после захвата Чехии Германией завод, выпускавший мотоциклы был полностью перестроен под ремонтную базу немецкой техники.
Немцам было абсолютно все равно относительно проблем, которые возникли на заводе.
Германия нуждалась в предприятиях, которые бы ремонтировали часть немецкой техники, тем самым решая проблему снижения нагрузки для немецких ремонтных заводов.
Когда чехи поняли, что немецкие власти особо их работу не контролируют, они тайно начали разрабатывать новые модели мотоциклов, в надежде, что их продукция найдет своих покупателей.
Первая модель «Перка», которую чехи смогли не только спроектировать, но и собрать втайне от немцев в количестве 1 тыс. экземпляров оказалась удачной и перспективной.
В 1946 году «Ява 250» на выставке в автосалоне в Париже завоевала золотую модель и получила блестящую путевку для дальнейшего завоевания рынков Европы.
Инновационные идеи
Факт остается фактом, но не только в СССР «Ява» пользовалась огромной популярностью.
К сожалению, у жителей Европы и Америки к началу 80-х годов модель уже не вызывала восторга и ажиотажа, как это было в начале 70-х годов и дела на заводе становились все хуже и хуже.
Главной проблемой оставались двигатели, которые так и оставались двухтактными.
К тому времени европейские производители и Япония эти двигатели стали устанавливать только на скутера, при этом некоторые европейские компании выкупили лицензии на автоматические коробки передач, которые придумали и внедрили чехи.
Те, кто застал старые модели «Явы», которую еще называли «старушка» или «вишневка», помнят, что именно эта техническая особенность, а точнее коробка-автомат, вызывала восторг советских фанатов мотоциклов.
К слову сказать, не все компании-производители оказались добросовестными и порядочными в плане использования инновационного изобретения.
Японская «Хонда», не заморачиваясь, попросту украв идею, начала использовать изобретение при изготовлении собственных моделей мотоциклов. Чехи не откладывая дела в долгий ящик, подали в Международный суд по защите прав изобретателей, который присудил выплачивать японцам штраф в размере сбора с каждого выпущенного японской фирмой байка.
Чтобы не застопорить производство чехи решили внедрить еще одно новое изобретение, систему раздельной смазки, которая до этого использовалась только в автомобилестроении.
Идея использовать для смазки отдельную емкость не только прижилась, но и стала использоваться самыми популярными компаниями-производителями мототехники.
Советский автопром, поразмыслив, решил не использовать новаторскую идею чехов, так как, во-первых покупка лицензии стояла денег, а во вторых, зачем что-то менять такого, без чего советские люди и так смогут обойтись.
«Киношная» любовь
«Ява» отличалась от советских моделей мотоциклов в первую очередь изящным, а по некоторым утверждениям даже пижонским, дизайном.
Большая часть этих мотоциклов раскупалась молодежью из города, тогда как сельские парни считали, что цена на «Яву» излишне завышена и за такие деньги они могли приобрести мотоциклы советского производства, по характеристикам, которые были ничуть не хуже чехословацкой модели.
И все же, «Ява» действительно выглядела престижнее и эта особенность сразу же была использована в советском кинематографе.
«Бриллиантовая рука», «Приключения Электроника» и другие фильмы, где были использованы эти мотоциклы для съемок, подтверждают тот факт, что актерам тоже нравилось управлять этой моделью.
В одно время в народе ходили слухи, что Виктор Цой был без ума от мотоциклов компании «Ява» и ездил на одной из последних моделях.
На самом деле, это всего лишь одна из народных выдумок: не было у Цоя мотоцикла и даже прав управления на него, а вот автомобили он действительно очень любил, и ездить на них тоже.
Уровень популяризации
В том, что «Ява» была одним из престижных мотоциклов не только в СССР, но и в Европе, даже сомневаться нечего.
Заводом был налажен экспорт моделей мотоциклов во многие зарубежные страны, и это в своем роде стало спасением для коллектива концерна.
В период, когда СССР распалось и многие европейские страны, входившие в лагерь социалистического содружества, лишились как политической, так и другой поддержки, наступило по-настоящему сложно с продукцией, которая выпускали и реализовали для сбыта на внутренних рынках.
Нарушение поставок, отсутствие четких графиков и неразбериха с рынком сбыта привела к тому, что чешский концерн «Ява» оказался на грани банкротства.
Положение спасло, как это не странно слышать, любовь к этим мотоциклов индусов.
Когда в конец стало понятно, что концерн на грани распада, Индия предложила выкупить лицензию на все модели, чтобы в дальнейшем наладить собственный выпуск мотоциклов с брендом «Ява».
Стильный дизайн, благодаря специальному окрасу
Почему чехи поставляли в СССР мотоциклы только в вишневом или ярко-красном окрасе, так и до сих пор остается загадкой.
Чехи продавали свою продукцию во многие страны, но основными считались СССР, Египет, Турция и Индия.
Во все страны, кроме СССР чехи поставлялись модели в самых разных цветовых гаммах, почему в страну Советов только в таком окрасе, остается тайной, которая так и останется тайной, а догадки и предположения относительно этого факта, так и останутся догадками.
Разноцветные мотоциклы чехи делали, при этом выпуск их был налажен серийно, что не исключает того, что заказчики из других стран покупали партии целиком.
В одно время чехи стали одними из самых популярных производителей спортивной техники, которая использовалась на самых популярных спортивных соревнованиях.
Понимая, что у концерна как у производителя появилась уникальная возможность для популяризации своей продукции, чехи пробовали самые различные варианты по окраске моделей, благо тогда они выпускали спортивные мотоциклы для самых различных выступлений.