Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Советские инженеры создавали вездеходы, которые преодолевали не проходимые места, большие территории, стали верхом инженерной мысли своего времени.
Какие уникальные советские вездеходы могли поехать там, где не существовало дорог?
ЗИЛ 157К АР-2 (157К)-121
ЗИЛ 157К в народе называли «Захар» или «Захар Захарыч». На его базе создан вездеход для бездорожья.
От стандартного армейского грузовика он отличался надстройкой и окраской.
Конструкция предполагала 3 моста, 6 колес, посадочное место водителя.
Это первый вездеход, на котором предусмотрена система автоматической подкачки колес из кабины.
Его использовали в районах Крайнего севера, где температура часто опускается ниже -30 градусов. Двигатель заводили необычным способом.
Разводили костер под картером двигателя, редукторами мостов, распределительной коробкой.
Машину использовали для доставки пожарно-технического оборудования и личного состава в условиях бездорожья.
Также вездеход использовали в качестве пункта связи, штаба тушения пожаров.
404С – Харьковчанка
Машина имела заводское обозначение — «Изделие 404С». Полярники называли вездеход «Харьковчанка».
Это двухэтажный самоходный дом на гусеницах, где были все удобства. Техника уходила в автономный поход на две недели в места, где не бывали даже медведи.
На борту находился обитаемый модуль. Здесь было до 8 спальных мест, кухня, комната отдыха, душевая кабина.
Имелось пространство для рем-мастерской. Вездеход стал символом покорения Антарктиды.
МЗКТ-7429 «Волат»
За обозначением МЗКТ-7429 скрывается легендарный «Волат». Машина разработана на Минском заводе колесных тягачей.
Работы проводились на базе высокопроходимых многоосных автомобилей. Вездеход создавали для нужд МО СССР.
Вездеходный тягач с колесной формулой 8х8 перевозил до 70 тонн. Технику использовали для перевозки ракетных комплексов, модулей нефтегазовой отрасли.
Машина была незаменима в доставке сверхтяжелых грузов по бездорожью.
«Волат» отличался основными характеристиками:
- полная масса 130 тонн;
- двигатель 425 л.с.;
- управляемые колеса двух передних осей.
Ширина колеи доходила до 3,18 м. Это ограничивало использование на дорогах. Сегодня вездеход востребован для доставки тяжелой техники и оборудования в нефтегазовой сфере.
ЗИЛ-135 и потомки
В 1962 году на Завод имени Лихачева поступает заявка на разработку 4-осного вездехода. Машина необходима для перевозки ствольной артиллерии. Производство на тот момент работало под руководством В.А. Грачева.
С этого момента начинается выпуск вездеходов 135 серии, который продлился больше 30 лет.
На базе ЗИЛ-135 появились версии:
- ЗИЛ-135П. Это плавающая платформа и вездеход. Вездеход 1965 года использовали в Балтийском, Баренцевом морях. Его применяли в Заполярье. Техника выдерживала 5-бальный шторм.
- ЗИЛ-135ЛМ. Литера «М» определяет замену автоматической коробки на механическую. Уникальным решением было установить и на правый, и на левый бор по отдельному двигателю, синхронизировать их через сложную трансмиссию.
- БАЗ-135МБ. Отличием становится установка одного дизельного двигателя и одной КПП. Закончилось серийное производство БАЗ-135МБ в 1995 году.
Самой популярной модификацией вездеходов становится модель ЗИЛ-135ЛМ, которая стала платформой для производства РСЗО «Ураган».
Комплекс ПЭУ-1
Это легендарный вездеход-амфибия. Машину создали для поисково-спасательной службы ВВС СССР.
На заре орбитальных полетов на завод ЗИЛ поступает заказ на разработку комплекса для эвакуации приземлившихся капсул с космонавтами.
В него входили все важные элементы предыдущих модификаций:
- с краново-лебедочным оборудованием на базе ЗиЛ 135Л;
- плавающая транспортировочная платформа ЗиЛ 4906;
- ЗИЛ-29061 снегоболотоход с винтовыми роторными движителями (шнеками).
Всего выпущено и эксплуатировалось 5 данных вездеходов, особенность которых заключалась в малом давлении на грунт и сверхманевренность.
Болотоход мог преодолевать все виды грунта, топи болот и снежные завалы глубиной более 500 мм.
Использование шнеков обусловливалось пределом эксплуатации колесной и гусеничной техники, которые не могли и не могут до сих преодолеть такие препятствия.
«Витязь» ДТ-3
Вездеход ДТ-3 «Витязь» стал базовым вариантом для двухзвенного гусеничного транспортера, который относился к семейству «Витязь».
Серийное производство началось в 1982 году. Машины выпускал ИМЗ.
Появляется многотопливная силовая установка, мощность достигала 710 л.с. Машина включает два звена:
- Первое звено. Предусмотрено для экипажа. Оборудуется автономными системами вентиляции и обогрева.
- Второе звено. Представлено грузовой платформой, закрытой брезентовым тентом. За счет второго ведущего звена с червячной передачей выталкивает головной тягач с жилым модулем. Появляется возможность перевозить более 30 тонн груза.
Машина выделяется техническими характеристиками. Широкие гусеницы снижают давление на поверхность.
Скорость на земле составляет до 37 км/ч. Движение по воде происходит на скорости 15 км/ч. На базе «Витязя» установлена система ПВО «ТОР».
Таким образом, советские вездеходы передвигались по сложным участкам и непроходимым местам. Машины тянули тяжелый груз, оборудование для тушения пожаров и военных целей.
Поделись видео:
