Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Как думаете, что произойдёт, если скрестить легендарный тяжёлый советский танк КВ-1С с огромной 152-мм гаубичной пушкой? Правильно — ничего хорошего. Именно так и думал немец, видя те разрушения, которые несло то самое спаривание тяжёлого танка и пушки МЛ-20С.
Как вы уже догадались, всё это дело называлось СУ-152, и как раз об этом 45-тонном звере я и хотел бы сегодня поговорить. Чего же такого получилось у советских инженеров? Давайте уже скорее разбираться!
В самом начале сражений советские потери оказались невероятно большими: мы оставляли врагу целые города, было потеряно много солдат. Только в первый день погибло приблизительно 80 тысяч человек.
Причина проста: недостаток военной техники. Глядя на ту номенклатуру, с которой пер к нам захватчик, напрашивалась целая серия невероятно важной для защиты техники, которая требовалась, как принято говорить, уже вчера.
Нужда проявлялась во всём — начиная от танков и заканчивая самолётами, но одной из самых острых проблем РККА была бронетехника. Самоходная, подвижная и усовершенствованная машина была жизненно необходима. И она появилась на передовой уже к лету 1943 года. Это была мощная самоходка СУ-152. Впервые её увидели в боях на Курской дуге. САУ-шек было немного, но они сразу привлекли серьёзное внимание врага. Они наводили панический ужас — такой техники фашисты никак не ожидали увидеть. Новая бронетехника предназначалась для штурмов — она и называлась штурмовой. Именно эти тяжёлые орудия успешно и в действительно больших количествах уничтожали танки.
До появления СУ-152 с танками боролась артиллерия. Именно по этой причине новые немецкие танки часто оставались неповреждёнными. Артиллеристы без особых проблем могли развернуть своё тяжёлое орудие, но вот перекатить пушку на другое место было уже реальной проблемой.
Как понимаете, делать это нужно было не только часто, но и быстро. Когда войска шли вперёд или, наоборот, отступали, приходилось буксировать пушки на лошадях или тягачах, нередко по бездорожью. Неудивительно, что в марше они становились отличной мишенью для противника. Немецкие танки с большим успехом уничтожали артиллерийские расчёты одним прицельным выстрелом, так что новая усовершенствованная бронетехника была нужна как воздух!
В ноябре 1942 года инженеры завода имени Кирова в Челябинске задумались над решением этой сложной задачи. В начале 1943 года был подготовлен макет самоходки, к концу января уже проводились заводские испытания нового оружия, а к лету того же года модель поступила в серийное производство.
Кстати, выпустили таких САУ немного — чуть больше 600 единиц, что для данного типа оружия является довольно неплохим количеством.
Что же особенного было в новой бронетехнике? Это была пушка, установленная на танковую раму. Она была манёвренной, успевала сопровождать пехоту в наступлениях и, при всём при этом, неплохо держала удар. Её действия были успешными и в обороне, когда из засады неожиданно для врагов появлялась САУ. Подбить такую бронетехнику в движении было очень сложно. Она задумывалась как штурмовое оружие, но лучше всего расправлялась с вражескими танками.
В самоходной штурмовой артиллерийской установке СУ-152 с мощной пушкой помещались пять человек экипажа. Броня самоходки была усилена несколькими слоями листовой стали. Пушка била на расстояние до 3,8–4 километров, а осколки могли поражать живую силу врага даже за 7 километров.
Не поверите, но эта самая самоходка без особого труда пуляла снарядами весом 43–48 килограммов, которые разрушали всё и вся на своём пути. Оставшиеся в живых враги запоминали работу нового русского оружия навсегда. Недаром советские солдаты дали самоходке имя «Зверобой».
Но, как ни крути, челябинский монстр на гусеничном ходу не был идеальным. Его водитель страдал от небольшого обзора местности — инженеры старались надёжнее защитить экипаж от вражеских снарядов. А в кабине располагался топливный бак — плохо пришлось бы экипажу при попадании! Вряд ли кто-то остался бы в живых. В боях СУ-152 использовали сразу по несколько штук, чтобы стрельба велась без перерывов: перезаряжались они целых 40 минут, а снарядов в комплекте было всего 20 штук.
Но всё же, на мой взгляд, эти недостатки нельзя назвать серьёзными. Выжившие в таких боях немецкие танкисты и инженеры рассказывали потом о настоящих монстрах в лице новых СУ-152. По их же рассказам, они пробивали 200-миллиметровую лобовую броню, проходя через неё словно раскалённый нож сквозь расплавленное сливочное масло.
Тяжёлые боеприпасы дырявили броневую сталь как бумагу, сносили орудийные башни, оставляя танки «без головы» в считанные секунды.
Даже если сталь не поддавалась, она так корёжилась, что все находящиеся внутри получали увечья — переломы, сотрясения, контузии и т. д.
Если посмотреть на один из самых живучих немецких танков, против которого и строили нашего сегодняшнего героя, то, как вы уже поняли, мы будем говорить о «Тигре». Сверху его башня была почти круглой. Срезавший её снаряд вызывал ассоциацию с консервным ножом, вскрывающим жестяную банку. Отсюда и такое странное название, которое СУ-152 дали сами немцы — «Открывалка для консервов».
Отмечу, что пережившие бои, в которых участвовала наша сегодняшняя героиня, в лице СУ-152, говорят, что они не думали о недостатках советской бронетехники. Им хотелось просто выжить.
Если в первой половине Великой Отечественной Советские войска действительно теряли населённые пункты и живую силу, то разработка и появление всё новых видов вооружения смогли переломить ситуацию и помочь одержать долгожданную победу. Недаром же фашистские генералы частенько жаловались, что именно они «научили русских воевать на свою голову».
Не знаю, как вы, но я считаю, что СУ-152 внесла огромный вклад в Великую Победу, и именно поэтому ставлю жирный лайк советской легенде.