Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Советская авиационная промышленность оставила наследие, продолжающее определять облик военно-воздушных сил не только России, но и ряда других государств. Несмотря на развитие новых поколений самолетов, некоторые советские образцы по-прежнему находятся в строю. По надежности, функционалу и долговечности многие из них до сих пор остаются непревзойдёнными.
1. Ту-95МС – гигант-ракетоносец
Без преувеличения самым узнаваемым символом стратегической авиации Советского Союза и России является Ту-95. Серийное производство этого самолета, поднявшегося в воздух еще в 1952 году, длилось до 1992 года. Российские ВКС продолжают использовать его модифицированную модель Ту-95МС.
На сегодняшний день именно Ту-95МС выполняет функцию ключевого элемента ядерной триады РФ. Уникальность этого турбовинтового бомбардировщика заключается в сочетании дальности полёта, скорости и грузоподъёмности.
Этот бомбардировщик может нести до 8 крылатых ракет Х-101/Х-555, имеющих ядерные либо обычные боеголовки. Их дальность достигает 5,5 тыс. км, что позволяет самолету наносить удары, не входя в зону действия ПВО противника.
Заменить советский образец стратегической авиации пытались не один раз, но проекты полностью реализованы не были. Пока он остаётся незаменимым носителем стратегического оружия в составе дальней авиации, который может обеспечить глобальное присутствие и сдерживание.
2. Ил-76 – «рабочая лошадка» военно-транспортной авиации
Впервые поднявшийся в воздух в 1971 году Ил-76 – основа военно-транспортной авиации СССР. Способность этого самолета взлетать и садиться на короткие, грунтовые и неподготовленные ВПП делает его незаменимым в условиях боевых действий.
Ил-76 стал базой для создания различных спецмодификаций (самолётов дальнего радиолокационного обнаружения, летающей лаборатории, самолёта для отработки состояния невесомости и других). Ни у одного другого транспортного самолёта в мире нет такого разнообразия специализированных версий.
Современная модификация Ил-76МД-90А (Ил-476) укомплектована новыми двигателями. За счет их использования крейсерские и взлетно-посадочные характеристики летательной машины стали лучше, дальность полета и грузоподъёмность – больше, а объем расходуемого топлива снизился.
Области применения Ил-76МД-90А весьма многочисленны. Его используют для эвакуации, десантирования, доставки техники, а также в качестве платформы для дальнего радиолокационного обнаружения. Однако даже в обновлённом виде он является прямым наследником оригинальной конструкции.
Таким образом, Ил-76 по-прежнему остаётся тем военно-транспортным самолётом, который может обеспечивать стратегическую и тактическую мобильность войск, а также служить платформой для создания специальных моделей. Такие качества, как надёжность, универсальность и способность эксплуатироваться в экстремальной обстановке, делают его незаменимым даже в эпоху развития беспилотных и гиперзвуковых технологий.
3. Су-25 «Грач» – живучий и надёжный штурмовик
Су-25, который разрабатывался с целью поддержки сухопутных войск, стал настоящим символом живучести, простоты и эффективности. За годы эксплуатации, начиная с 1975 года, он участвовал в разных войнах – от Афганистана до Сирии.
Бронекабина, возможность подниматься с грунтовых полос, простота обслуживания – эти ключевые особенности делают данный штурмовик практически идеальным для использования в условиях локальных конфликтов и контртеррористических операций.
Важным достоинством является «живучесть» Су-25. Будучи даже серьезно поврежденным, он может возвращаться на базу.
Модификация Су-25СМ3 оснащена современной системой навигации, РЭБ и может применять высокоточное оружие.
Даже в нынешней реальности при стремительном внедрении БПЛА данный штурмовик остаётся непревзойденным. Он может нести более 4 тонн боевой нагрузки, работает в любых погодных условиях и обеспечивает огневую поддержку в реальном времени. Никакие дроны пока не способны составить ему конкуренцию.
Попытки найти альтернативу Су-25 предпринимались давно. Однако серийный выпуск Су-25ТМ не состоялся. Такие истребители, как Су-57, дороги, требовательны к инфраструктуре, поэтому не могут быть полноценными конкурентами. Следовательно, Су-25 по праву можно назвать единственным в своём роде.
4. МиГ-31 – опередивший время перехватчик дальнего радиуса действия
Не имеющий мировых аналогов перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31, впервые совершивший полет в 1975 году, играет ключевую роль в российской противовоздушной обороне.
Его важной особенностью является наличие БРЛС (бортовая радиолокационная станция) «Заслон» с пассивной фазированной антенной решёткой. Этот радар предоставляет возможности одновременного сопровождения до 10 целей и атаки четырех из них. Это делало МиГ-31 революционным в своё время и сегодня обеспечивает ему уникальные возможности.
Модификация МиГ-31БМ способна ускоряться более чем до 3 тыс. км/ч на большой высоте и нести гиперзвуковую ракету «Кинжал». Использование такого оружия превращает перехватчик в ударную платформу стратегического значения.
Замена советского сверхзвукового самолета-перехватчика планируется в рамках проекта МиГ-41. Но пока эксплуатация новой модели не началась, именно МиГ-31 остаётся единственным самолётом, способным перехватывать цели на скоростях свыше 3 тыс. км/ч и на высотах порядка 20 км. Ни один западный аналог не может похвастаться такой комбинацией высоты, скорости и радиолокационной мощи.
5. Ан-12 – незаменимый транспортник
Хотя производство легендарного советского транспортника Ан-12 прекращено еще в 1973 году, его образцы все еще имеются в ВС некоторых африканских и азиатских государств, а также в странах СНГ.
В России его эксплуатация также имеет место (хотя использование старых бортов постепенно прекращается). В местностях, где инфраструктура ограничена, именно этот транспортный самолет остается незаменимым благодаря небольшим габаритам и меньшей потребности в ВПП.
Грузоподъёмность и способность работать с коротких грунтовых полос – вот две ключевые особенности, которые делают Ан-12 идеальным вариантом для тактической авиации. Такая альтернативная модель, как C-130J, недоступна РФ ввиду санкционных ограничений. А отечественный Ил-112В, которым планировалось заменить Ан-12, на уровень серийного производства пока не вышел.
Таким образом, несмотря на возраст, Ан-12 продолжает выполнять важнейшие логистические функции.
Поделись видео:
