Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Советский военный автопром оставил после себя в наследство множество интересных даже по сегодняшним меркам проектов, которые были признаны удачными не только у себя в стране, но и за рубежом.
Основной задачей военной техники всегда являлась одна единственная задача: быть надежным подспорьем при выполнении боевых задач по защите рубежей Родины.
О неудачах предпочитали помалкивать, хотя случаи провальных проектов техники, предназначавшихся для военных подразделений, но не оправдавшие надежды ни их создателей, ни военных, были.
ЗИС-42
Советские инженеры, еще до войны начали разрабатывать модели полугусеничных автомобилей, которые можно было бы использовать как технику повышенной проходимости.
В Германии к тому времени такую модели уже успели не только разработать, но и серийно ее выпускали. К началу войны у немцев в распоряжении была техника, которая по своим характеристикам могла использоваться не только в артиллерии, в качестве тягача, но и как грузовики для доставки груза в условиях полного бездорожья.
Первый советский внедорожник, предназначавшийся для эксплуатации военными подразделениями, появился только в 1942 году, на заводе им. Сталина, где одновременно выпускались грузовики.
Инженеры при создании проекта тягача использовали модель грузовиков ЗИС-22 и ЗИС-5, которые ранее проектировались коллективом КБ завода.
Зис-42 являлся моделью полугусеничного автомобиля отличающегося от обычного грузовика наличием двух гусеничных тележек, установленных вместо задних колес.
Опорные ступицы жестко фиксировали штампованные, маятникового типа боковины, на которых были установлены ведущее и направляющее колеса.
В ходе испытаний новой модели САУ инженеры пришли к выводу, что артиллерийский грузовик еще достаточно «сырой», а в самом проекте имеется множество недоработок. По шоссейной дороге ЗИС-42 двигался со скоростью 30 км/ч, по булыжному покрытию 20 км/ч, а по участкам бездорожья всего 10 км/ч.
Плохая маневренность, завышенный расход топлива, частые поломки рамной части и кузова во время испытаний стали самой настоящей проблемой для разработчиков.
И все же, от инженеров требовали, чтобы машину в срочном порядке доработали и запустили в серийное производство. На коллектив инженеров давили со всех сторон и войсковое начальство, и правительство.
К концу октября 1942 года, всеми правдами и неправдами, было собрано больше 100 экземпляров машин, которые сразу перенаправляли в военные части.
К концу года было выпущено 762 машины, хотя возможно информация относительно точного количества собранных за этот период тягачей не является достоверной.
Когда стало понятным, что проект оказался неудачным во всех отношениях, выпуск машин на полугусеничном ходу прекратили.
Т-35
Танк, созданный в период времени между Первой и Второй войнами являл собой тип вооружения, технические характеристики которого еще не являлись стандартными, а сами танки для военных были новшеством.
Безумная по размерам и весу махина, обслуживаемая 12 человеками экипажа, с пятью башнями, на которых были размещено 3 пушки и 5 пулемета, разрабатывалась коллективом ОКБ ленинградского механического отдела, который имелся при заводе.
Проект получился не только сложным в производстве, но и дорогим в сборке.
Попытка упростить модель привела к уменьшению размеров башни и замене двигателя на бензиновый, мощностью в 500 л. с. К этому следует добавить, что обслуживать и ремонтировать такую махину, тоже стоило не малых средств и времени.
Трансмиссия и коробка передач также были доработаны, но когда после сборки модель танка была продемонстрирована на первомайском параде 1933 года, который прошел в Ленинграде, народ был скорее ошеломлен, чем обрадован новому вооружению.
Своим внешним видом машина больше напоминала часть броневика, чем самостоятельную боевую единицу.
Серийное производство поручили Харьковский паровозостроительный завод, который, не имея в своем распоряжении необходимое для сборки оборудование, самостоятельно приступил к сборке первых экземпляров боевых машин.
Только к концу 1934 года были собраны первые 12 машин, где исправлением инженерно-технических недоработок в процессе сборки занимались прямо на заводских сборочных станках.
И все равно модель, даже не смотря на то, что ее собирали самые лучшие мастера завода, имела много уязвимых мест и недоделок.
Слабая броня не выдерживала огневой мощи артиллерии, при этом из-за плохой маневренности и огромных размеров машина являлась легкой мишенью для артиллерии врага.
Так или иначе, но в 1939 с появлением других моделей танков Т-35 был снят с производства, хотя его оставили на балансе воинских частей, правда, не потому что эти машины были нужны военным, а потому что советское правительство не решилось открыто признать неудачность проекта.
ЯК-38
Эта разработка советских авиаконструкторов получила среди военных самую различную оценку.
Большинство военных экспертов считали, что затраты на проект не были оправданы, а сами инженеры попросту безответственно отнеслись к военному заказу. И все же, модель хоть и имела множество недоработок, модель стала первой ласточкой в категории нового поколения самолетов.
По специальному распоряжению в 1967 году был спроектирован и собран самолет, получивший обозначение Як-36М, но уже в 1970 году была предоставлена еще одна боевая машина, Як-38, которая практически ничем не отличалась от предыдущей модели кроме одного: модель могла взлетать и садиться вертикально.
В 1972 году после заводских испытаний крейсер «Москва» принял на борт первый самолет этой серии, который продемонстрировал как боевая машина, зависая над палубой, опускалась на нее до полного прикосновения с покрытием.
В 1976 авианосец «Киев» с шестью Як-38 проследовав к острову Крит, на участке Средиземного моря принял участие в испытаниях самолетов «вертикалок».
Это вызвало настоящую сенсацию в западных СМИ, потому что подобная техника ВВС СССР была впервые продемонстрирована открыто.
Недостатков и уязвимых мест в схеме конструкции было больше чем достаточно.
Вооружение, которое мог нести на себе Як-38, было только неуправляемого типа: бомбы и ракеты, которые считались малоэффективными и при использовании в реальных боевых условиях, предназначались исключительно для поражения недвижимых целей.
Оставалась нерешенной проблема с двумя силовыми агрегатами, которые могли работать только непосредственно при взлете и посадке, все же остальное время это был просто балласт.
Отсутствие РЛС и малый запас топлива ограничивали радиус использования самолета, при этом при участии в воздушных боях, самолет не имел возможности наблюдать поведение вражеских воздушных целей на дальних расстояниях.
Сложный в управлении и не предсказуемый в полете, особенно в момент взлета и посадки, самолет часто создавал аварийные ситуации.
Единственное что реально спасало пилотов от гибели во время полетов, это система катапультирования, автоматически срабатывающая безотказно даже в случаях, когда пилот еще мог управлять бортом.
Был случай, когда у самолета упавшего в море, система самостоятельно запустила срабатывание катапульты. Капсулу с двумя пилотами в буквальном смысле слова выбросило на поверхность с людьми, где их в срочном порядке подобрали спасательные службы.
Те, кому приходилось летать на «безумном огурце», все как один говорили, на сколько было сложно преодолеть психологически тот факт, что самолет имел совершенно иные системы управления.
Многие пилоты, особенно при взлете и посадке попросту терялись и допускали ошибки.
И все же, хотя проект был признан неудачным, идея была схвачена советскими авиаконструкторами, разрабатывающим модели других боевых самолетов Як-141, Су-27К и МиГ-29К, которые, так же как и Як-38, не требовал для взлета много места.
ИТ-1
Первые этапы разработки ракетного танка ИТ-1, под кодовым названием «Дракон» были начаты в 1957 году. Идея была не новой, так как в 1956 году французы уже создали и взяли на вооружение ПТРК SS.11.
Совмин дал специальное распоряжение до конца 1957 года предоставить готовый проект советской боевой машины, задачей которых являлось уничтожение бронетехники врага с помощью ракетных установок.
Помимо танков требовалось также разработать самоходную авиадесантируемую установку, вооруженной ПТРК.
В результате работ над проектом инженеры создали попутно несколько других типов вооружения, такие как переносные ПТРК «Фаланга» и «Шмель».
Только в 1968 году ИТ-1 официально был взят на вооружение, но в 1970 его сняли, а серийное производство прекратили.
Причин, почему проект был признан неудачным много и все они были сложными в разрешении. Во-первых, система наведения ракет требовала отдельного члена экипажа, при этом вооружение, которое можно было использовать, само по себе имело множество недоработок.
Было несколько путей решений, среди которых разработка пусковых систем ракет оставалась доработанной лишь частично.
Еще одной немаловажной проблемой являлось дополнительные приборы, требующие определенных навыков в управлении и обслуживании. Был не решен вопрос с системой запуска ракет, которые требовали отдельного питания.
Вопрос финансирования был самым проблематичным: и танк и оборудование и вооружение стояли баснословно дорого, при этом готовые машины часто ломались как по вине проектантов, так и по неопытности членов экипажа.
На фоне всех перечисленных недостатков, первый реактивный танк ИТ-1 был снят с вооружения, хотя сама разработка не была заморожена и не хранилась в архиве.
«Урал» ССВ-30
В период, когда отношения между США и СССР были максимально натянутыми, было закончено проектирование и сборка самого большого в СССР надводного судна, вооруженного ядерной энергетической установкой.
Основой для разработки стала старая модель советского рудовоза, который был построен в 1941 году и считавшимся самым большим судном в СССР для того периода.
Из-за множества недоработок судно практически не покидало северную часть Тихого океана. Главной задачей корабля являлся радиоперехват и расшифровывание сеансов связи между Японией и США.
На счету судна зафиксирован всего один боевой выход, после чего его в 2001 году списали по причине невозможности эксплуатации.
Так как судно считалось разведывательным, многие факты о несении и особенностях боевого патрулирования в водах Тихого океана до сих пор засекречены.
Известно лишь, что корабля связи нового поколения по своим перспективам должен был обогнать все существующие до этого проекты морских кораблей-разведчиков, главной задачей которых являлся перехват сигналов о применении ядерного и атомного вооружения.
Уникальная аппаратура, которую использовали военные, смогла полностью разрешить проблему возможности наблюдения за регионами планеты, которые до этого времени оставались «белыми» пятнами.
Патрулирование корабля, оснащенного новыми приборами РЛС, позволяло следить не только за любыми целями, но и определять тип вооружения, которое могли использоваться потенциальным врагом.
И все же, корабль по многим причинам пришлось списать с вооружения. Последний пожар, который случился на судне в 1990 году, повредил агрегаты машинного отделения, на ремонт которых не было денег.
Ни о каких боевых выходах не могло быть и речи, так как судно могло только маневрировать на небольших расстояниях.
Поделись видео:

