Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В первой половине XX века советский и российский народы совершили настоящий трудовой подвиг. Всего за два десятилетия в стране была создана развитая промышленность. Новые заводы, фабрики, шахты появлялись по стране как грибы после дождя. Увы, в 1990-е годы многое из этого выдающегося наследия было потеряно. Как показала практика, некоторые из почивших в вечности предприятий пригодились бы бывшему советскому пространству и сегодня. Заводов с печальной судьбой много, однако потеря некоторых из них стала для России и СНГ особо горькой утратой.
1. Алма-Атинский хлопчатобумажный комбинат
Строительство комбината в Алма-Ате началось еще в 1950-е годы. Предполагалось, что новое предприятие позволит в значительной степени решить проблему нехватки текстильной продукции. Первая фабрика комбината была запущена уже в 1961 году. Несмотря на отставание от плана, уже к 1970 годам предприятие могло полноценно работать и выпускало продукцию наивысшего качества. Продукция Алма-Атинского ХБК продавалась по всему Советском Союзу, включая самые отдалённые регионы страны. Перечень выпускаемой продукции был невероятно широк: от полуфабрикатов для других предприятий до товаров народного потребления для советского населения. Проблемы на комбинате начались в конце 1980-х, а в 1990-е годы хлынувшая на рынок дешевая продукция из Китая похоронила некогда крупнейший советский ХБК.
2. АЗЛК «Москвич»
История этого завода началась в годы советской индустриализации. Предприятие было заложено в начале 1930-х и в перспективе должно было стать одним из ведущих производителей автомобилей в стране Советов. Объемы производства АЗЛК постоянно росли. Модельный ряд расширялся и неоднократно становился проводником инноваций в истории отечественного автопрома. Уже к началу 1980-х годов «Москвич» выпускал свыше 100 тысяч автомобилей в год, что является откровенно «не кислым» показателем и по сегодняшним меркам. Тогда же предприятие поставило несколько внутрисоюзных рекордов. Первые проблемы начались в Перестройку. Несмотря на колоссальные прибыли, АЗЛК вскоре оказался в долгах, как в шелках. Сначала предприятию пришлось отказаться от многих перспективных проектов, а в 2002 году его и вовсе закрыли.
3. Волгоградский тракторный завод
Машиностроение всегда было одной из важнейших отраслей для советской власти, что неудивительно, ведь в том или ином виде продукция именно этой отрасли используется в индустриальной экономике буквально повсеместно. Уже в 1926 году в стране был заложен первый советский тракторный завод. Создавалось уникальное предприятие путем экспорта технологий из США. Летом 1930 года с конвейера сталинградского завода сошёл первый советский трактор – СТЗ-1. Всего через несколько лет специалисты предприятия собирали уже по 140 новейших тракторов в сутки. В годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало военную технику. Вторую жизнь завод получил в 1963, после масштабной реконструкции. Увы, в конце 1980-х ВТЗ постигла также судьба, что и многие другие советские предприятия.
4. Алма-Атинский домостроительный комбинат
Вопреки популярному обывательскому стереотипу, ничего бесплатного в Советском Союзе не было. «Бесплатность» раздаваемого жилья, образования (в т.ч. высшего), медицины была гарантирована фондами народного потребления, деньги в которые отчислялись из зарплаты каждого трудящегося. И все же, надо признать, что не без помощи этой системы уверенности в завтрашнем дне у советских обывателей по целому ряду параметров было гораздо больше. К слову, о жилье, одним из крупнейших советских домостроительных комбинатов был Алма-Атинский. Строительство предприятия началось в 1950-е годы. Уже спустя пять лет советские промышленники смогли запустить все запланированные линии завода. Занимался комбинат выпуском элементов и конструкций многоэтажных зданий. С 1966 года завод начал расширяться и вскоре строительным материалы ДК использовались по всей стране. Увы, с началом 1990-х и разрывом устоявшихся хозяйственных связей комбинат прекратил существование.
5. Завод имени Лихачёва
История предприятия, которое миллионы сограждан знают сегодня как ЗиЛ, началась еще в царские времена. Первые корпусы предприятия появились еще в 1916 году. После революции новая власть продолжила развивать молодое машиностроительное предприятие. Для Советского Союза завод стал во многом знаковым, так как именно его коллектив первым освоил полный цикл производства грузовиков. В дальнейшем ЗиЛ неоднократно становился проводником передовых технологий. Например, именно его специалисты в своё время стали первопроходцами на ниве бескапотных грузовиков. В начале 1980-х предприятие пережило масштабную модернизацию, однако с началом Перестройки на легендарном заводе начались проблемы. В 1990-е годы проблемы на предприятии усугубились и несмотря на все усилия неравнодушных, сберечь великое предприятие так и не удалось.
Поделись видео: