5 мифов о Римской империи, в которые многие всё ещё верят, хотя их давно развенчали

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
2
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
5 мифов о Римской империи, в которые многие всё ещё верят, хотя их давно развенчали

Период Римской империи был и остаётся очень привлекательным для изучения, ведь всегда интересно, как жили больше двух тысяч лет назад в одной из самых мощных стран своего времени. Вот только это палка о двух концах, ведь из-за древности этой эпохи о ней ходят одинаково много фактов и вымыслов. Причём последние оказываются настолько живучими, что продолжают оставаться в умах обывателей, даже если их давно опровергла наука.

1. Конь Калигулы получил должность консула

Калигуле приписывают продвижение своего коня на должность консула.
Калигуле приписывают продвижение своего коня на должность консула.

О том, что император Калигула был откровенно безумным персонажем древнеримской истории, известно многим, и в качестве самого яркого примера тому обычно приводят история, как он премировал своего коня Инцитата должностью сенатора и собирался повысить до консула. В реальности же нет никаких достоверных свидетельств тому, что Калигула в действительности это сделал.

Сегодня историки считают, что источники, повествующие о лошади-сенаторе, были политизированными.
Сегодня историки считают, что источники, повествующие о лошади-сенаторе, были политизированными.

К примеру, античный учёный Светоний в своём труде «Жизни двенадцати цезарей» писал только о планах Калигулы насчёт коня: «Говорят даже, что он намеревался сделать его консулом». Но некоторые литераторы в своих произведения почему-то растолковали эти слухи как свершившийся факт. Современные историки считают, что даже если такие намерения безумным императором высказывались, то, скорее, в качестве попытки высмеять собственных чиновников, нежели как реальное желание.

2. В вомиториях римляне вызывали у себя тошноту, чтобы съесть побольше на пиру

Популярный и мерзкий миф о пирах римских аристократов.
Популярный и мерзкий миф о пирах римских аристократов.

Одним из наиболее неприятных слухов о древнеримском обществе — это история, повествующая, что элита ела на своих пирах так много, что была вынуждена регулярно вызывать у себя рвоту, чтобы вообще всё это съесть и не умереть от переедания. Якобы, у них даже помещения были для этого специально отведённые, известные как вомитории. И ведь само название вроде как очень говорящее: по информации редакции novate.ru, суффикс -orium обозначает место, а vomit переводится как «рвота». На самом деле название вомиторий было впервые упомянуто в «Сатурналиях» Макробия, который его, вероятно и придумал. Однако он так называл не помещение, а некий коридор для прохода в амфитеатр, а такое имя придумал потому, что когда огромная толпа выходила из зрительных залов, выглядело это так, как будто амфитеатр их изрыгает.

Остатки реального вомитория - коридора в амфитеатре, современный вид.
Остатки реального вомитория — коридора в амфитеатре, современный вид.

Само же утверждение о намеренном вызове рвоты во время пиров подчерпнули из слов, к примеру, Сенеки, который писал о богачах, что «Они изрыгают, чтобы есть, они едят, чтобы изрыгать». Последний был критиком излишеств и писал это о не самых психически уравновешенных императорах, но многие стали приписывать это действо чуть ли не всем римлянам. Современные историки еды не находят подтверждений, что жители древнеримских вилл занимались чем-то подобным на постоянной основе, да ещё и специальные комнаты для тошноты имели. Впрочем, они же не опровергают сам факт, что кому-то могло стать нехорошо во время очередной трапезы, но не из-за еды, а из-за чрезмерного употребления алкоголя.

3. Римляне повсеместно носили тоги

Тогу, конечно, носили в Древнем Риме, но далеко не все.
Тогу, конечно, носили в Древнем Риме, но далеко не все.

При любой попытке представить стереотипного древнеримского гражданина неизбежно появляется образ человека, завёрнутого в тогу. И некоторые литературные произведения разного времени тоже любят наряжать римлян в этот предмет одежды. Вот только считать её повсеместным нарядом совершенно неправильно — лишь в ранние годы, ещё при республике, в Риме носили тогу представители большинства сословий, но потом всё изменилось.

Большинство римлян не имели возможность носить тогу и выбирали туники.
Большинство римлян не имели возможность носить тогу и выбирали туники.

Во-первых, она предназначалась исключительно для граждан Рима, поэтому любой приезжий или раб, а их было в империи немало, точно не мог надевать этот предмет одежды. Во-вторых, в эпоху империи даже не все римляне могли носить тогу — её распространение обычно не выходило за пределы богачей или чиновников, а также тех, кто участвует в каких-либо празднествах. И в-третьих, она банально неудобная для повседневной носки из-за своей длины и способу наматывания. Собственно, поэтому её и носила, в основном элита, которая мало двигалась и ничего не делала руками, а простые работяги предпочитали более удобные туники.

4. Юлий Цезарь после покушения сказал: «И ты, Брут?»

Полотно Винченцо Камуччини «Смерть Цезаря».
Полотно Винченцо Камуччини «Смерть Цезаря».

То, что сама эта фраза уже сколько поколений использует её как крылатую, не способно сделать её исторически достоверной. Большинство обывателей даже не знают, что фраза «Et tu, Brute?» появилась в пьесе Уильяма Шекспира, который, её, видимо, просто придумал для драматического эффекта.

Бюст Марка Юния Брута работы Микеланджело.
Бюст Марка Юния Брута работы Микеланджело.

Существует также версия, изложенная в произведении «Жизнь Юлия Цезаря» Светония — якобы на самом деле император, увидев, как среди заговорщиков, его ранивших, был Марк Брут, произнёс греческую фразу: «И ты, дитя моё?» — часть известной тогда пословицы, смысл которой переводится примерно так: «ты тоже откусишь кусочек моей силы». Опять-таки, нет никаких чётких свидетельств, что Цезарь говорил эту фразу, или что он вообще что-то сказал, ведь и Светоний мог додумать для пущего драматизма. В любом случае, «И ты, Брут?» поверженный правитель точно не произносил.

5. Гладиаторы сражались насмерть

Гладиаторов часто изображают погибающими после первого же боя, но это миф.
Гладиаторов часто изображают погибающими после первого же боя, но это миф.

Любят в современной массовой культуре, повествующей о древнеримских гладиаторах показывать, как воины дерутся до победного, ведь в противном случае их ожидает гибель — ни от руки противника либо животного, так от воли капризного императора. Однако современные историки давно развенчали это искажение действительности, ведь в реальности гладиаторские бои были куда большим, чем просто жестоким развлечением. Справедливости ради, изначально драться действительно заставляли рабов или представителей покорённых народов, и вполне могли не жалеть.

Бои обычно шли до первой травмы, и умирали в них относительно нечасто.
Бои обычно шли до первой травмы, и умирали в них относительно нечасто.

Однако в эпоху расцвета гладиаторские бои стали фактически полноценным видом спорта, а участников до выхода на арену тренировали как профессиональных спортсменов. Многие вообще шли в это занятие добровольно, потому что там хорошо платили. Это означало, что квалифицированные бойцы точно не считались «одноразовым развлечением», а бои зачастую останавливали не после смерти, а после травмы кого-то из участников. Впрочем, смерти тоже случались, и, согласно выводам исследователей, немало гладиаторов погибали, не дожив до тридцати. Но это чаще зависело от количества боёв, и уж точно не от несуществующей практики продолжать схватку, пока не случится летальный исход.

+1
0
+1
2
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии