Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
О техногенных катастрофах в Советском Союзе говорить было не принято. На месте трагедий нередко можно было увидеть сотрудников КГБ, которые пытались засекретить масштабы случившегося и все обстоятельства дела. В ход шли любые способы: отбирали частные пленки и засвечивали их, меняли маршруты самолетов, чтобы никто в иллюминатор не увидел истинного состояния дел, подделывали отчеты. Данные о самих событиях, их причинах и количестве погибших или пострадавших скрывались. В условиях отсутствия интернета это было сделать несложно. Поэтому даже сегодня, спустя много лет, об этих трагических событиях знают далеко не все.
На связи «Капитаны будущего» — каждую неделю мы увлекательно рассказываем об открытиях человечества, истории, науке, новых технологиях и загадочных явлениях.
В этой статье мы рассмотрим пять крупнейших техногенных катастроф, произошедших на территории СССР.
Катастрофа на заводе «Маяк»
Кыштымская авария стала первой радиационной катастрофой в СССР. Произошла она 29 сентября 1957 года, в засекреченном тогда Челябинске-40 — сейчас это закрытый город Озёрск. О ней, как и о многих других авариях, знало лишь высшее руководство страны, некоторые сотрудники комбината и ликвидаторы. На «Маяке» производили радиоактивное вещество плутоний-239.
Спешка из-за гонки вооружений не позволила уделить достаточно внимания оснащению завода и контролю над оборудованием: рабочим не хватало спецодежды, дозиметры были слабыми, вся техника предназначалась для работы с химическими веществами, но никак не атомными, радиация разрушала приборы. Последствия не заставили себя долго ждать — 29 сентября в 16:22 прогремел взрыв, спустя несколько часов темное небо озарил багровый след. На химическом комбинате «Маяк» взорвалась емкость, в которой хранили радиационные отходы. По официальной версии, причиной аварии стала неисправность системы охлаждения.
В отчетах сказано, что в результате катастрофы не погиб ни один человек. Но как эта авария сказалась на здоровье людей, сказать сложно, известно, что риск заболеть раком в области распространения радиоактивного облака на 2,5% выше, чем у людей, не подвергшихся дополнительному воздействию радиации.
Взрыв на Байконуре
24 октября 1960 года — дата крупнейшей в мире катастрофы в космической отрасли. Авария, случившаяся при подготовке к первому испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, унесла жизни 74 человек (по другим данным до 126 человек).
В 1956 году правительство Советского Союза потребовало от ракетостроителей создание новой межконтинентальной баллистической ракеты, которая может долго храниться, быстро переходить в боевой режим и способна достичь любой точки США с территории СССР. Никита Хрущев хотел завершить испытания к годовщине Октябрьской революции — 26 октября, поэтому разработка велась в ускоренном режиме.
Несмотря на видимые дефекты и не полную готовность ракеты, 24 октября комиссия приняла решение произвести запуск. Председатель комиссии, маршал артиллерии Неделин, был настолько уверен в успехе, что сел в десятке метров от ракеты, воодушевляя окружающих. В момент запуска произошел взрыв. Механизм запуска был устроен так, что при включении двигателей автоматически включились кинокамеры, и крупнейшая катастрофа была запечатлена на видео.
Катастрофа на Транссибе
Крупнейшая в истории СССР и современной России железнодорожная катастрофа, известная как «Ашинская трагедия» или «Трагедия под Уфой». В момент встречи двух «курортных» пассажирских поездов № 211 «Новосибирск – Адлер» и № 212 «Адлер – Новосибирск» произошёл мощный взрыв.
Сила взрыва была такой, что за несколько километров от эпицентра вылетели все стекла. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га. Погибли 573 человек (по другим данным 645).
Официальная версия утверждает, что взрыв произошел из-за утечки газа из путепровода. Это стало возможным из-за повреждений, нанесенных ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за 4 года до катастрофы. На трубе продуктопровода образовалась узкая щель длиной 1,7 м. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль.
Куренёвская трагедия
13 марта 1961 года в Киеве произошла крупная техногенная катастрофа. Мощный селевой поток из Бабьего Яра прорвал земляную дамбу и затопил район Куреневку. Жертвами трагедии стали, по разным данным, от 145 до нескольких тысяч человек.
В 1950 году руководство постановило заполнить Бабий Яр отходами Петровских кирпичных заводов. Преследовались две цели: во-первых, очистить карьеры от непроизводственных грунтов, во-вторых, ликвидировать овраг длиной 2,5 км и глубиной свыше 50 м. Непригодные для производства земляные породы смешивались с водой и сбрасывались дальше по трубам.
Начиная с 1957 года стали возникать аварийные ситуации, когда вода с песком периодически заливала прилегающую местность. Однако закачку пульпы не прекратили. И 13 марта 1961 года земляная дамба не выдержала. Грязевой вал высотой 4-6 метров за считанные секунды накрыл низину. Удар селевой волны мгновенно снес и перемешал трамвайные вагоны, обломки одноэтажных домов, выкорчеванные деревья.
Советские власти пытались замолчать трагедию. Для этого временно отключили междугороднюю телефонную связь. Лишь в конце месяца появилось официальное сообщение о «внезапном смещении значительной массы разреженного грунта гидронамыва».
Авария на Чернобыльской АЭС
День 26 апреля 1986 года навсегда вошел в историю России.
Во время ненадлежащим образом проводимых испытаний произошла потеря управления реактором четвертого энергоблока на Чернобыльской АЭС, находившейся на территории бывшего Советского Союза, что привело к взрыву и пожару, в результате которых здание реактора было разрушено, а в атмосферу были выброшены значительные количества радионуклидов. Поскольку меры безопасности перед испытаниями приняты не были, урановое топливо в реакторе перегрелось и расплавило защитные барьеры.
Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 500 тысяч человек участвовали в ликвидации последствий аварии.
Чернобыльская авария стала событием большого общественно-политического значения для СССР. Всё это наложило определённый отпечаток на ход расследования её причин. У специалистов нет единого мнения о точных причинах аварии, версии разных специалистов-атомщиков сходны в общих чертах и различаются в конкретных механизмах возникновения и развития аварийной ситуации.
Техногенные катастрофы в СССР стали серьезным испытанием для общества и государства. Они выявили недостатки в системе безопасности и управления, а также необходимость в более строгом контроле за промышленными объектами. Уроки, извлеченные из этих трагедий, остаются актуальными и сегодня, подчеркивая важность соблюдения стандартов безопасности и защиты окружающей среды.
Поделись видео: