Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Если танк чаще всего строится для уничтожения танков, то САУ предназначены для более тяжёлых целей. Как раз для этого и создавался наш сегодняшний герой — «Зверобой». Но каким же было удивление танкистов противника, когда по ним начали лететь не привычные танковые снаряды, а 152-мм гиганты. Спойлер: этот ход изменил всё.
Но как так вышло, что САУ решили использовать против танков? И самое главное — почему именно «Зверобой»? Ответы на эти вопросы мы сейчас и разберём.
В самом начале боевых действий летом 1941 года Красная армия столкнулась с нехваткой высокомобильных тяжёлых орудий, которые могли бы стремительно выдвигаться на позиции и после выполнения поставленной задачи также оперативно их покидать.
Разумеется, буксируемые пушки, тем более большого калибра, не полностью отвечали этим требованиям. Точнее, они вообще им не отвечали. А нужда в них была настолько сильной, что советские инженеры даже пытались адаптировать гаубицу М-30 калибром 122 мм на трофейные немецкие танки Т-III.
Опыт оказался не слишком удачным, но всё же кое-что он дал конструкторам. Появилась идея приспособить ту же гаубицу под свой Т-34. Машина получилась неказистой, но с задачей поддержки атакующей пехоты и танков справлялась вполне.
Двигаясь позади атакующих сил, СУ-122 могла нейтрализовывать огневые средства противника, разрушать препятствия и заграждения, а в случае необходимости — помогать отражать контратаки врага. Правда, при эксплуатации самоходки выявились и недостатки: перегруженная ходовая часть и невысокие противотанковые возможности.
Тогда конструкторы взялись за дело со всей серьёзностью. Было решено создать самоходную артиллерийскую установку, вооружив её пушкой-гаубицей МЛ-20 калибра 152 мм. В качестве базы была выбрана ходовая часть КВ-1С. К началу сражения на Курской дуге СУ-152 уже была готова к бою. Именно туда немцы стянули свою новейшую бронетанковую технику — «Пантеры», «Тигры», самоходные установки «Фердинанд». Кроме того, были модернизированы и старые машины Т-III и Т-IV.
Дебют СУ-152 прошёл удачно. Машина, созданная для уничтожения ДОТов и других укрытий противника, показала очень неплохие результаты и как противотанковое средство. Её тяжёлый, почти в полцентнера, снаряд на предельных дистанциях боя при прямом попадании гарантированно уничтожал вражескую технику. Более того, она могла выводить технику противника из строя даже при близком разрыве, что также оказывалось полезным в бою.
Но любая техника имеет как достоинства, так и недостатки. Самым слабым местом СУ-152 вновь оказалась ходовая часть. Она изначально была ненадёжной и быстро выходила из строя. Все попытки довести её до совершенства оканчивались неудачей. К тому же сами танки КВ уже уходили в историю.
Взамен их начали разрабатывать машины типа ИС. Тогда конструкторам поручили, используя имеющиеся наработки, создать новую артустановку, но уже на основе ходовой части ИС.
Задача была сложной. Постановление Госкомитета обороны о разработке нового самоходного орудия вышло 4 сентября 1943 года, а готовую машину следовало представить комиссии к 1 ноября того же года. С задачей разработчики справились: ИСУ-152 была изготовлена в назначенный срок. От прежней машины она отличалась новой ходовой частью, взятой от танка ИС, увеличенными размерами рубки, что сделало работу экипажа более удобной, а также лучшей защищённостью.
Её задачи принципиально не изменились. ИСУ-152, как и предшественница, была прежде всего штурмовым орудием, а все остальные функции выполняла лишь в случае крайней необходимости.
Яркие примеры эффективности этой машины особенно проявились в финальной стадии Великой Отечественной, когда тактика применения тяжёлых самоходных артиллерийских установок была отработана до совершенства. Так, в ходе Берлинской операции отлично проявил себя 360-й гвардейский полк тяжёлых САУ. 20 апреля в районе Лихтенберга немецко-фашистские войска попытались перейти в контратаку, подняв полк пехоты при поддержке 15 танков. Десять из них были уничтожены огнём ИСУ-152, а также было ликвидировано не менее 300 вражеских солдат.
Для компенсации недостаточной манёвренности в горизонтальной плоскости командиры придумали способ размещения боевых машин веером. Такая тактика давала неплохие результаты. Например, «самоходки» 378-го полка, расположенные таким образом, 7 апреля 1945 года в ходе боестолкновения на Земландском полуострове отразили нападение трёх десятков немецких танков. Враг потерял шесть бронемашин, а с нашей стороны лишь две ИСУ отделались лёгкими повреждениями. Именно за такие заслуги в деле истребления вражеской техники советские тяжёлые САУ получили у пехоты уважительное прозвище «Зверобои». Тем более что танки противников почти всегда назывались в честь животных.
Производство ИСУ-152 продолжалось ещё два послевоенных года, за которые было выпущено 2790 установок. Интересно, что служить им довелось вплоть до 1970-х годов, при этом они прошли две модернизации. Затем они уступили место более современной технике, которая лучше соответствовала новым вызовам.
Считаю, что эта советская легенда точно заслуживает нашего с вами лайка! Ставьте палец вверх, если согласны, и если вам понравилась моя статья.
Не забывайте подписаться на канал, чтобы не пропустить выход моих следующих, не менее интересных материалов.
Кстати, как вам 152-мм гигант в лице «Зверобоя»? Пишите своё мнение в комментариях!
Поделись видео: