Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Купить автомобиль в Советском Союзе можно было одним из четырех способов. Причем деньги играли далеко не главную роль. У многих советских граждан под подушкой или на сберегательной книжке хранилось достаточно средств для приобретения легкового автомобиля.
В крайнем случае можно было дозанять у знакомых и родственников. Купивший машину потом пару-тройку лет катал родственников при необходимости совершенно бесплатно. Главное было найти подходящий экземпляр автомобиля, а с этим были определенные проблемы.
Классический способ
Первый и самый законный способ предполагал прямую покупку автомобиля у государства. В крупных городах или в столице существовали специализированные магазины. Например, одно из таких заведений располагалось в Москве на улице Бакунинской.
Можно было зарегистрироваться (записаться) в очередь, и при очередном квартальном распределении Жигулей гражданину приходила открытка с приглашением явиться и выкупить автомобиль. Модель, естественно, была совершенно не та, на которую записывались. И ждать приходилось от нескольких месяцев до года, но это уже мелочи.
Волги в свободной продаже практически отсутствовали. Они распределялись через облсоветы и крупные промышленные и торговые объединения. Проще говоря, получить (выкупить) Волгу можно было лишь в качестве поощрения за многолетний труд в должности руководителя на каком-нибудь крупном предприятии, институте или в структурах безопасности.
Остальным о Волге от государства можно было забыть. Хотя при желании и наличии довольно крупной суммы советских рублей машину можно было купить у частного лица.
Кстати, основная часть Жигулей и Москвичей распределялась для выкупа населением через райсоветы и горсоветы. Естественно, Жигули уходили только лучшим людям города или района. Модели попроще — Москвич-412 и Запорожцы, начиная с начала 80-х предлагались преимущественно простым людям.
В горсовете выдавали наряд на получение машины, за которой еще нужно было ехать через половину страны на ВАЗ или на ближайший склад-автобазу. Там же можно было выбрать цвет, за небольшой презент коньяка и шоколадных конфет — даже выпросить модель с гарантированно исправной трансмиссией.
Самые отчаянные решались перегонять домой автомобили своим ходом, но обязательно с сопровождением в виде товарища на своем авто. Особенно если гнать приходилось Москвич. Уже в 90-е за перегон автомобиля просто платили — так было выгоднее и безопаснее.
Второй, достаточно законный способ предполагал покупку автомобиля в комиссионном магазине или в специальном магазине-распределителе. Советские граждане, те, которые часто бывали в заграничных командировках, привозили советскую валюту — чеки или боны.
За них можно было купить даже Волгу в специальном магазине, например в Березке.
Авторынок
В СССР не было частной торговли автомобилями, но были авторынки, на которых стройными рядами стояли десятки или сотни новых и не очень новых машин, выгнанных владельцами в надежде найти покупателя.
Даже если таковой находился, куплю-продажу все равно приходилось оформлять через комиссионный магазин. Иначе на учет автомобиль в ГАИ не поставят. Приличная часть продаваемых авто были с историей: некоторые битые и восстановленные, некоторые просто собранные из запчастей и с купленными документами.
Покупать и даже смотреть авто на рынок всегда ходили как минимум вдвоем или втроем, на своей машине. Деньги оставляли у еще одного товарища, который сидел где-нибудь в своем авто рядом с постом ГАИ или в людном месте.
Мобильных телефонов не было, поэтому за казначеем приходилось ехать отдельно в момент оформления сделки. Естественно, претензии по машине после оформления купли-продажи уже не принимались.
Льготный контингент
Лучшим способом купить машину считался фактический перекуп автомобиля у ветерана, артиста, крупного ученого. Во времена СССР часть новеньких авто, причем всех моделей, передавали пожилым людям, у которых были льготы от государства.
Можно было договориться с родственниками, чтобы выкупить машину, естественно, с дополнительной оплатой сверх установленной цены. Подходящих кандидатов подыскивали через родственников или через брокеров.
Кстати, о том, что в СССР существовали автомобильные брокеры, знали лишь единицы. Эти люди зарабатывали неплохие деньги только на том, что подыскивали подходящие варианты покупки машины. Все остальное — осмотр и оформление машины, все делал заказчик.
Брокер как бы постоянно оставался в тени, стараясь лишний раз не афишировать свою деятельность, за которую в СССР можно было получить очень серьезное наказание. Не говоря уже о рисках со стороны представителей теневого бизнеса.
Такой брокер знал все машины в городе, а иногда их владельцев, имел множество контактов на авторынке, в горсоветах, в соцслужбах, в ГАИ. Заработок был очень приличным, но и риск был немалый. Хотя эти люди просто предоставляли информационные услуги, и не более того.
Поделись видео:
