Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Когда говорят про советский мотопром, первым делом вспоминают тяжёлые мотоциклы с коляской. И не зря. «Урал» и «Днепр» — это легенды, которые до сих пор можно встретить на дорогах. Но мало кто знает реальную историю их моторов.
Да, базой послужил немецкий BMW R71. Но советские инженеры не просто скопировали конструкцию — они её переосмыслили. Конструкторы понимали, что мотор должен работать в суровых условиях. Холода за минус тридцать, грунтовки вместо автобанов, обслуживание в полевых условиях.
Оппозитный двухцилиндровый мотор объёмом 650 кубиков выдавал скромные по нынешним меркам 36 лошадей. Однако мотор запускался в любой холод, тянул с низов и мог работать на бензине сомнительного качества.
Я лично видел «Урал», который прошёл больше 200 000 километров без капитального ремонта. Просто меняли кольца, регулировали клапана — и вперёд.
Почему эти моторы были такими живучими? Толстые стенки цилиндров, массивные поршни, чугунные гильзы. Всё это делало двигатель тяжёлым и не особо быстрым, зато практически вечным.
Кстати, «Днепр» получил практически идентичный силовой агрегат. Эти мотоциклы отличались от ирбитских в основном по навесному оборудованию, но силовая установка была не хуже.
Легенда с Минского завода
А теперь поговорим о настоящем народном герое советского мотопрома. «Минск» — вот это была машина для масс. Лёгкий, простой, дешёвый и… очень прочный.
История мотора интересная. Минчане взяли за основу немецкий DKW RT125 — двухтактный одноцилиндровый движок объёмом 125 кубиков. Немцы создали его ещё до начала сороковых годов, и конструкция оказалась настолько удачной, что её копировали по всему миру. Даже японцы свои первые мотоциклы делали на базе этого мотора.
Инженеры упростили конструкцию до предела, убрали всё лишнее, оставили только то, что действительно нужно для работы. Получился мотор мощностью в каких-то 7 лошадиных сил, который разгонял мотоцикл до 80 километров в час.
В чём секрет долговечности
Советские инженеры сознательно отказывались от высокой мощности и экономичности ради ресурса. Моторы работали на низких оборотах, имели большие тепловые зазоры, допускали использование топлива и масла не самого лучшего качества.
Конструкция была максимально простой. На том же «Минске» карбюратор можно было разобрать и собрать буквально на коленке, имея в кармане только отвёртку и ключ на 14. Система зажигания — простая, но надёжная. Никакой электроники, никаких датчиков — всё механическое, всё ремонтопригодное.
Поделись видео:
