Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Ах, как бы танкисты радовались, если бы им дали не снаряды под мягким местом, а за спиной, прикрывая 70 мм стали. Согласны? То ли дело в странах НАТО – AMX-56 «Леклерк» с конвейерным автоматом заряжания. Или его аналоги – японский Type 10 или южнокорейский K2… Чего уж греха таить – в СССР и России тоже работали над автоматами заряжания конвейерного типа – Объект 640, проект «Бурлак»… Но почему их не приняли на вооружение?
Конвейерный автомат заряжания в России
Автомат заряжания конвейерного типа был впервые запатентован в 2002 году и как стало известно позже, использовался на Объекте 640. Так же, разработка использовалась в боевом модуле «Бурлак». Их принцип работы не отличался – разница заключалась в ленте и количестве кассет с боеприпасами.
Примечательно, что конвейерный автомат заряжания мог вращаться в обе стороны, в зависимости от типа выбранного боеприпаса, ускоряя перезарядку. При этом, количество снарядов в конвейере могло достигать 22 штук. Имелась возможность использования унитарных и раздельногильзовых боеприпасов. Из прочих особенностей хотелось бы отметить изогнутую конструкцию корпуса автомата и его транспортёра, в отличие от разработок других стран.
Плюсы
Основное преимущество конвейерного автомата заряжания отнюдь не безопасность, как могли бы подумать многие. К этому мы ещё вернумся… Главный плюс – скорострельность. Конвейерный автомат мог посылать снаряд раз в 5 секунд при ведении огня серией, в отличие от 6.5 секунды в сравнении с механизмом и 7 секунд в случае автомата… Кроме того, конвейерной конструкции требуется меньше механических движений, что влияло на скорострельность (как было сказано ранее) и упрощало конструкцию.
Кроме того, карусельный автомат требовал забашенного размещения в отдельной нише, что позволяло реализовать быстросъёмную конструкцию. Для замены повреждённого автомата не требовалось снимать башню и частично разбирать корпус танка.
Последнее и самое важное для фанатов западной техники – наличие вышибных панелей. Они могли как спасти экипаж, так и стать причиной трагедии. Почему именно так?
Минусы
Изначально, разработка конвейерного автомата заряжания в кормовой нише имело задачу изоляции экипажа от собственных снарядов. Для этого требовалось создание достаточно толстой перегородки между боевым отделением и кормовой нишей, обеспечить надёжную изоляцию двух отсеков с сохранением доступа автомата к орудию. Внимательные читатели уже заметили противоречие…
Обеспечить надёжную изоляцию и одновременно дать доступ к боевому отделению задача нетривиальная и пока, ни одна страна мира с ней не справилась. Главная проблема заключается в необходимости использования бронированной шторки, подобно танкам НАТО 80-х годов выпуска. Эта же шторка образует уязвимое место… Если снаряды выгорают в момент открытия шторки, то последствия не трудно предугадать – экипаж зажарится внутри собственной машины. Это было актуально не только для советских танков в результате пожара БК, но и для M1 Abrams, которые часто выгорали или взрывались. Последний сценарий приводил к выбиванию шторки, а иногда и перегородки целиком.
Зная всё ранее указанное, вопрос изоляции пришлось пересматривать. Радикальных изменений в живучести это не давало, так как у Объекта 640 при изначальном варианте конвейерного автомата заряжания пусть и вмещалось 22 боеприпаса (ровно столько же, сколько в карусельном автомате), но углы безопасного маневрирования и вероятность поражения кратно возрастали. А так как основной тип снарядов для танков советской школы фугасный, то и последствия каждый раз были бы как при взрыве БК на M1 «Абрамс». Получается, что основным плюсом становилась скорострельность.
Назвать её радикальным плюсом не получалось, так как во время боя, скорострельность танка далека от полигонной, когда человек или автомат берёт все снаряды подряд и без разбору… Командиру требуется время на поиск и определение цели, а наводчику на поправки и выстрел. Из-за этого, реальная скорострельность редко превышает 7 выстрелов в минуту, каким бы танк ни был. Так и получаем, что время на поиск цели и наведение на неё легко «убивало» преимущество конвейерного автомата.
Кроме уже сказанного, отмечу малую вместимость конвейерного АЗ при условии адаптации к углам безопасного маневрирования. Вместо 22 снарядов, танкисты могли рассчитывать в лучшем случае на 12, чего может не хватать при ведении интенсивного боя, а дозарядить автомат, не покидая боевого отделения не получится.
Итог
Конвейерные автоматы заряжания для танков России на старте разработки ставили цель изоляции экипажа от собственных снарядов. Однако, практика использования танков НАТО с подобной философией размещения снарядов показало бесперспективность идеи. Нормативная загрузка карусельного автомата на 22 снаряда подразумевает 10-12 осколчно-фугасных зарядов, 3-4 ракеты для КУВ и до 6 бронебойных снарядов, к которым относят подкалиберные и кумулятивные боеприпасы. При наличии как минимум 60 килограммов тротила, хоть под мягкой точкой, хоть за спиной и 70 мм перегородкой, итог для экипажа будет плюс-минус одинаковым… Только поразить конвейерный АЗ будет гораздо проще, чем карусельный, а адаптация нового автомата под углы безопасного маневрирования резко сокращало боезапас. Из плюсов оставались максимальная скорострельность, которой экипаж не пользуется из-за особенностей работы командира и наводчика, а также простота ремонта и обслуживания, что не сочли серьёзным преимуществом, так как рем. бригады давно знают, как снимать башню и добираться до карусельного механизма\автомата заряжания. К тому же, переоснащение существующих танков на новые автоматы было бы крайне дорогостоящим, что окончательно поставило крест на разработках.
Поделись видео: