Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
8 июля 1970 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР стартовали работы по созданию САУ особой мощности , оснащенной артиллерийской системой калибра 203,2 мм и предназначенную для комплектования дивизионов артиллерийских бригад артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. Калибр 203,2мм позволял обеспечить превосходство по дальности стрельбы и могуществу боеприпасов над всеми артсистемами потенциального противника, а также обеспечить применение «спецбоеприпасов» с ядерными БЧ с наиболее оптимальной эффективностью. После рассмотрения различных вариантов компоновки будущей САУ было решено остановиться на «безбашенной» схеме с размещением орудия на крыше бронекорпуса в кормовой части. Разработка артсистемы была поручена Волгоградскому ЦКБ «Титан» ( Гл. конструктор- Г.И. Сергеев); гусеничного шасси- КБ-3 Ленинградского Кировского Завода ( Гл. конструктор- Н.С. Попов, который , кстати, ранее был одним из инициаторов разработки перспективной САУ). Производство САУ осуществлялось на Кировском Заводе. ОКР по созданию новой машины получило обозначение «Пион», а САУ- индекс ГРАУ 2С7. В 1973…74 гг в Ленинграде были собраны первые два опытных образца , прошедшие всесторонние испытания. В июне 1975 года САУ 2С7 «Пион» была принята на вооружение Советской Армии и запущена в серийное производство.
САУ 2С7 имеет герметичный сварной корпус несущего типа , изготовленный из катаных стальных броневых листов. В его передней части находится бронированная кабина, в которой оборудованы рабочие места механика- водителя ( по левому борту), командира ( по правому борту) , а также помощника заряжающего. В крыше кабины выполнено два посадочных люка ( над рабочими местами командира и мехвода).
За кабиной расположено МТО; далее следует отделение расчета , где оборудованы посадочные места наводчика, заряжающего и двух его помощников, а также укладки артиллерийских выстрелов. При стрельбе наводчик и заряжающий занимают свои рабочие места слева от пушки — наводчик на своем сиденье, перед которым крепятся прицельные приспособления и приводы наведения; заряжающий- на специальной площадке с ограждением ( позади наводчика), на котором крепится пульт управления механизмом заряжания. Помощники заряжающего извлекают боеприпасы со стеллажей боеукладки из отделения расчета или перевозимые на транспорте с помощью двухколесной тележки или специальных носилок, укладывают выстрел на лоток досылателя механизма заряжания, а также участвуют в оборудовании огневой позиции. В крыше корпуса над отделением расчета выполнены два посадочных люка. Боевая масса САУ 2С7 составляет 46500 кГ.
Основным вооружением является 203,2мм нарезная пушка 2А44, открыто смонтированная на верхнем станке, который размещен в кормовой части корпуса машины. Ствол пушки длиной 55 калибров размещен в люльке и соединен со штоками тормоза отката и накатника. Тормоз отката- гидравлический, веретенного типа; закреплен в отверстиях обойм люльки. Два пневматических накатника крепятся в отверстиях нижних приливов люльки. Затвор- поршневого типа, двухтактного действия размещен на торце казенника и открывается от электропривода или вручную. Справа на казеннике установлен уравновешивающий механизм, облегчающий открывание рамы затвора. Стреляющий механизм обеспечивает производство выстрела вручную, с помощью спускового шнура и от электромагнита спускового механизма.
Верхний станок предназначен для установки качающейся части пушки, подъемного и поворотного механизмов, опор уравновешивающего механизма пневматического типа, предназначенного для уравновешивания качающейся части пушки относительно оси цапф.
Подъемный механизм пушки- секторного , а поворотный- винтового типа; имеют механический и гидравлический привод. Углы вертикального наведения составляют от 0 до +60 градусов; горизонтального- плюс-минус 15 градусов от продольной оси орудия. Стрельба из пушки может вестись как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. На рабочем месте наводчика установлены механический прицел Д726-45, панорама ПГ-1М ( увеличение оптического канала-4X; поле зрения- 10 градусов), и оптический прицел прямой наводки ОП4М-99А (соответственно, 5,5X и 11 градусов), а также орудийный коллиматор К-1.
Пушка оснащена механизмом заряжания с гидравлическим приводом. Он монтируется справа от пушки и обеспечивает последовательную подачу снаряда и заряда из положения загрузки ( собственная боеукладка или боеприпасы с грунта или подвезенные на автотранспорте) на линию досылания с последующим перемещением в зарядную камору пушки. Скорострельность составляет ~1,5 выстрела в минуту.
Перед стрельбой, при необходимости, проводится дополнительное инженерное оборудование огневой позиции ( выравнивание площадки). Дополнительная устойчивость машины в момент производства выстрела обеспечивается за счет бульдозерного сошника- отвала , опускаемого на грунт. Кроме того, на грунт опускаются также направляющие колеса , благодаря чему увеличивается длина опорной поверхности гусениц. Время перевода САУ из походного положения в боевое составляет 6 минут.
Возимый боекомплект составляет 4 выстрела раздельно-картузного заряжания, размещенные в кормовом отсеке отделения боевого расчета. Применяются выстрелы с осколочно-фугасными (ОФС), осколочно-фугасными активно-реактивными ( АРС), осколочным кассетными и бетонобойными снарядами. Кроме того, были разработаны выстрелы со снарядами с ядерной БЧ ( темы «Саженец» и «Клещевина»).
ОФС 3ОФ43 «Альбатрос» комплектуется полным или уменьшенным переменным зарядом. Начальная скорость снаряда на полном заряде составляет 960 м/c; максимальная дальность стрельбы- 37400 метров. Снаряд имеет массу 110 кГ; масса ВВ составляет 17,8 кГ ( в ~2,8 раза больше, чем ,например, у 152мм ОФС 3ОФ29 САУ 2С5 «Гиацинт»).
АРС 3ОФ44 «Буревестник-2» комплектуется дополнительной шашкой из твердого ракетного топлива с замедлителем-воспламенителем и обеспечивает максимальную дальность стрельбы до 47500 метров. Масса снаряда составляет 102 кГ ; масса ВВ- 13,32 кГ.
Кассетный снаряд 3О14 «Склад» ( принят на вооружение в 1984 году) комплектуется 24 осколочными боевыми элементами с хвостовыми стабилизаторами и контактным взрывателем. Осколочное действие снаряда в ~6 раз превышает аналогичный показатель 152мм ОФС 3ОФ25 и 3ОФ29. Максимальная дальность стрельбы- 30400метров.
Дополнительно в корпусе оборудованы специальные укладки для размещения ПЗРК типа «Стрела-3», а также 12,7*108мм зенитный пулемет НСВТ. В качестве средств связи применяется штатная танковая УКВ-радиостанция Р-123М и аппаратура внутренней телефонной связи 1В116.
Корпус САУ имеет противопульное бронирование. Применяется разнесенная конструкция броневой защиты , состоящая из наружного и тыльного броневых листов толщиной соответственно 13 и 8 мм, установленных с воздушным зазором. Такая схема в лобовой проекции обеспечивает надежную защиту от бронебойных зажигательных пуль Б-32 как калибра 7,62*54 , так и 12,7*108мм, а также осколков артиллерийских снарядов и мин. Машина оснащена устройствами защиты боевого расчета от оружия массового поражения, системой вентиляции обитаемых отделений, противопожарным оборудованием. Внутренние поверхности стенок кабины покрыты звукоизоляционным материалом.
В состав специального оборудования входит гидросистема , обеспечивающая работу механизма заряжания , гидроцилиндров сошника-бульдозера, а также механизма опускания направляющих колес. Система функционирует как от основного ( при работе от дизель-генератора) так и дублирующего насоса ( от основного двигателя). Работу исполнительных приводов обеспечивает система электрооборудования.
В МТО продольно устанавливается 4-тактный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-46-1 жидкостного охлаждения мощностью 780 л.с. От двигателя В-46 танка Т-72 двигатель имеет незначительные конструктивные отличия, связанные с применением трансмиссии иной конструкции и передним расположением ведущих колес. Система охлаждения двигателя — закрытого типа, с эжекционным просасыванием воздуха через радиаторы и с дополнительной продувкой вентилятором от радиатора вспомогательного дизельного агрегата. Пакеты радиаторов размещены в коробах эжекторов над блоками цилиндров двигателя.
Система воздухоочистки состоит из двух воздухоочистителей с эжекторами отсоса пыли и нагнетателем. Воздухоочиститель- двухступенчатый ( блок циклонов+ сменные кассеты). Для питания основных систем САУ электрической энергии в боевом положении ( при неработающем основном двигателе) применяется вспомогательный четырехцилиндровый дизель-генератор 9Р4-6У2 мощностью 24 л.с. , обеспечивающий через основной насос гидросистемы боевую работу машины. Дизель-генератор монтируется в МТО за основным двигателем.
Топливные баки имеют заправочную емкость 1780 литров , в том числе 805 литров- в пяти наружных топливных баках, расположенных на надгусеничных полках. В бульдозерном отвале сошника могут крепиться две дополнительных топливных бочки емкостью по 200 литров каждая.
Механическая планетарная трансмиссия состоит из конического редуктора, двух бортовых планетарных семиступенчатых коробок передач , состыкованных с бортовыми передачами, масляной системы и гидросервоприводов управления движением.
Максимальная скорость передвижения по шоссе составляет 50 км/ч; запас хода- 650…700 км.
В состав ходовой части входят по семь двускатных обрезиненных опорных и пять поддерживающих катков на борт; ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами переднего расположения и цельнометаллические направляющие колеса- заднего расположения; гусеницы с резинометаллическим шарниром параллельного типа с обрезиненными беговыми дорожками, механизмы натяжения червячного типа. Как уже говорилось, применяется гидравлический механизм подъема и опускания направляющих колес для увеличения длины опорной поверхности гусениц, повышения устойчивости при стрельбе и более эффективного гашения энергии отдачи. Опорный каток ( и ряд других элементов ходовой части) конструктивно аналогичен опорному катку танков семейства Т-80. Соответственно, на машинах ранних выпусков могли применяться катки раннего образца, имевшие диски с дополнительным оребрением, а на более позднего выпуска- опорные катки с дисками без оребрения.
В системе подрессоривания применяется индивидуальная торсионная подвеска с несоосным расположением торсионных валов и телескопическими гидроамортизаторами на двух первых и двух последних узлах.
Серийное производство САУ 2С7 продолжалось до конца 80-х гг. Всего было изготовлено около 500 единиц. Помимо Советской Армии, «Пионы» поставлялись также в Болгарию, Польшу и ЧССР. В 1986 году был разработан модернизированный вариант машины, получивший обозначение 2С7М «Малка». Основные мероприятия модернизации заключались в повышении уровня автоматизации процесса подготовки выстрела, повышения удобства работы боевого расчета, повышения надежности работы механизма заряжания, электро- и гидросистем, увеличения возимого боекомплекта, установки двигателя повышенной мощности с доработанной трансмиссией и ходовой частью, применения новых средств связи и тд. «Пионы» поступали на оснащение отдельных артиллерийских дивизионов, каждый из которых состоял из трех батарей по четыре САУ в каждой. Два дивизиона САУ 2С7 (2С7М) и два дивизиона самоходных минометов 2С4 » Тюльпан» организационно сводились в артиллерийскую бригаду большой мощности артиллерии резерва Верховного Главнокомандования Сухопутных Войск СССР. Машины, прошедшие капитальный ремонт с элементами модернизации , продолжают службу в артиллерийских бригадах армейского и окружного подчинения Российской Армии.