Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Любая техника для работы в условиях очень низких температур и сильных ветров создается в течение многих лет. На некоторые модели тягачей и вездеходов ушло 15-20 лет. Все упирается в сложность натурных испытаний и доводки основных узлов. Не так-то легко добраться до Антарктиды, чтобы обкатать очередную версию. Хотя, многое зависит просто от самомнения конструкторов.
Например, американцы в далеком 1938-1940г собрали интереснейший вездеход для движения по снежным просторам Антарктиды
Выглядел аппарат весьма экзотично, да и название у него было под стать — «Снежный крейсер». Причем машина колесная, на абсолютно трековой, а не вездеходной резине. Диаметр такой покрышки – 3 м. Неизвестно, испытывали ли разработчики Snow Cruiser в реальных условиях хотя бы на Аляске, но даже сегодня переобуть или отремонтировать такого «монстра» в условиях сильного ветра практически нереально. Да и к тому же неизвестно, как поведет себя резина при -50оС. Была версия, что колесные баллоны оборудовались встроенным обогревом, никаких точных сведений не сохранилось. Экипаж на 5 человек, внутри Snow Cruiser был оборудован всем необходимым для автономного проживания. Два дизельных агрегата, запас топлива на 9 тонн солярки.
Судя по всему, американцы не собирались на нем путешествовать по Антарктиде. Видимо, основная задача вездехода была проехать небольшое расстояние и подыскать подходящую площадку для арктического аэродрома. Небольшой двухместный биплан был закреплен на крыше Снежного крейсера. Была даже выдвижная метеорологическая шток-мачта.
В итоге, разработчики просчитались с давлением шин на снег, видимо, не учли вес самолета или выбрали не тот сезон для поездок. Машина проехала относительно небольшой отрезок и крепко села на «пузо», затем и вовсе ее замело снегом. Какое-то время помещение использовалось, как метеостанцию, затем Snow Cruiser бросили. Отыскали лишь в 1948 г по торчавшей из снега мачте.
В советских арктических экспедициях использовали гусеничные вездеходы на базе танкового шасси «Т-54»
В 1958 г первый снегоход «Харьковчанка» с дизелем на 995 л.с. и запасом топлива около тонны прошел по Антарктиде более тысячи километров. Советский вездеход тоже оборудовался всем необходимым для восьми человек, была даже кухня и душ, и, конечно, теплый туалет. В ширину снежный «танк» достигал 3,5 м, в высоту – 4 м. Корпус из авиационного алюминиевого сплава с утеплением толщиной почти 30 см из вспененной капроновой ваты.
Общая площадь машины 28 м2, на которой планировалось разместить 8-10 человек, включая водителя и техника. Камбуз был очень простым, по сути, это было хранилище продуктов и небольшая печка, на которой можно было разогреть обед.
Машина была очень тяжелой — 35 т, но при этом предполагалось, что «Харьковчанка» могла транспортировать еще и прицеп с топливом и оборудованием. Ширина гусениц почти в метр обеспечивала нормальный ход со скоростью до 35 км/ч. Разумеется, условия были не самые комфортные, но вполне терпимые. Личный состав экспедиции довольно быстро привык к качке во время движения, и кто хотел, тот мог спать даже на втором ярусе жилого кубрика.
Чтобы сделать «Снежный танк» безаварийным, нужно было решить две проблемы. Во-первых, обеспечить обслуживание и ремонт дизельного двигателя, не выходя на мороз. Конструкторы сделали доступ к дизелю изнутри помещения. Но окончательно загерметизировать моторный отсек почему-то не удалось. В результате, штатная система вентиляции отсека не справлялась, и часть газов попадали внутрь. В последующей второй модели «Харьковчанка-2» загазованность устранили.
Вторая проблема, гораздо более серьезная, была связана непосредственно с шасси и с гусеницами. Требовался сплав, выдерживающий температуру до -80оС. Впоследствии «Харьковчанки» прошли к Южному полюсу при температуре -76оС. Вторая проблема – безаварийное автоматическое натяжение гусениц, обогрев резиновых уплотнителей и редукторов, подшипниковых опор. Несколько поломок на ходовой части все-таки случились, но в принципе большинство их оперативно устранялись и машины продолжали работать в Антарктическом холоде.
В 1974 сделали новое поколение вездеходов – «Харьковчанка -2», уровень комфорта был гораздо выше, не было прорывов газов, было предусмотрено дублирование основных органов управления. Такой вездеход, оставшись без хода, мог в течение месяца функционировать в режиме полярной станции. В принципе, так их и использовали. Выезжали группой из двух-трех машин в определенную зону и проводили исследования в течение 3-4 недель. Последние вездеходы были списаны в 2008 г и оставлены на рабочей площадке станции.
Владимир Воробьёв
Поделись видео: