11 «Шерманов» за 5 минут: что собой представляла самая мощная самоходка Германии

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
11 «Шерманов» за 5 минут: что собой представляла самая мощная самоходка Германии

Когда речь заходит о самоходках Второй мировой войны, то большинство соотечественников первым делом вспоминает советские «Сухарики». Однако, у Германии, вопреки популярному стереотипу самоходок, было не меньше. Одних только StuG III на базе танка T-III в Германии выпустили более 9.2 тысяч. Для сравнения средние танки Т-III и T-IV вышли тиражами 6.1 и 8.5 тысяч, соответственно. Были у панцерваффе и куда более впечатляющие машины, чем тройка с 75-мм пушкой. Например, в середине войны немцы разработали противотанковую самоходку на шасси от «Тигра».

Третья модель самоходки Штуг.
Третья модель самоходки Штуг.

Лучше один лев, чем стадо баранов. Примерно так была вынуждена мыслить немецкая военщина в годы Второй мировой войны. Впрочем, любовь тевтонцев к разного рода «вундерваффе» была продиктована отнюдь не пафосными размышлениями, а ограниченностью ресурсов. Именно она толкала германскую военною машину к «интенсивному» развитию, вместо экстенсивного. Впрочем, интенсивность развития касалась лишь общей концепции: сделать один крутой танк вместо трёх средненьких. В то время как на чисто техническом уровне экстенсивных решений хватало и у немцев: нет качественной броневой стали – сделайте броню в три раза толще! На бумаге в таком подходе было много плюсов: экономия экипажей, экономия ГСМ, экономия производственных мощностей и т.д. Однако, на практике жестокая арифметика войны в очередной раз доказала, что пренебрегать массовостью – не стоит.

Были и другие, например, Хетцер.
Были и другие, например, Хетцер.

Идея создания сверхмощного охотника на танки появилась в головах тевтонских конструкторов ещё в 1942 году. В 1943 году в Германии стартовали работы по новой модели «Тигра». Шасси от будущего «Короля» решили заимствовать и для создававшейся параллельно охотницы. Идея была проста: создать сверхмощную и сверхзащищённую САУ, способную гарантированно поражать любые танки сил антигитлеровской коалиции на большой дистанции. Заимствованное самоходкой шасси от Тигра II практически ничем не отличалось от такового у оригинального тяжёлого танка: аналогичная компоновка, аналогичная трансмиссия, полностью идентичное бронирование, тот же двигатель в лице 650-сильного 12-цилиндрового Maybach HL 230. Единственным принципиальным отличием конструкции шасси самоходки в сравнении с первоначальным вариантом стало его удлинение на 300-мм. Практически без изменений в самоходку перекочевала и оригинальная ходовая часть Тигра II.

Куда сильнее от тяжёлого танка отличалась верхняя часть боевой машины. Если «Королевский тигр» в качестве орудия получил 88-мм нарезную KwK 43, то тяжелую самоходку было решено оснастить ещё более мощным орудием – 128-мм Pak 44 L/55, разработанным сумрачным немецким гением на базе крупнокалиберного зенитного орудия Flak 40. Как результат, самоходку пришлось оснащать большой неподвижной рубкой. Кстати, именно она стала главной причиной уже упомянутого удлинения шасси. И так как именно рубка воспринималась как наиболее уязвимая часть проекции самоходки, немцы со всей ответственностью подошли к её бронированию. Лобовую часть рубки прикрыли 250-мм корабельным броневым листом с наклоном в 15 градусов. Для сравнения, лобовая броня шасси Тигра II в самом толстом месте составляла всего 150 мм, правда угол наклона на этом участке достигал уже 50 градусов. Назвали новую машину «Ягдтигр» от немецких слов «охотник» (Jäger) и «тигр».

На САУ поставили огромную пушку.
На САУ поставили огромную пушку.

Что же получилось у немцев по итогу? Вплоть до конца Второй мировой войны пушка «Ягдтигра» уверенно поражала любой танк стран антигитлеровской коалиции на любой доступной эффективной дистанции. На расстоянии в 1 км 128-мм Pak 44 L/55 навылет прошивала 200 мм качественной брони с уклоном в 30 градусов. При этом благодаря 150-250-мм бронированию лобовой проекции самой самоходки, поразить её в ответ было практически не реально. Большинство союзных противотанковых средств оказывалось бесполезно против этой охотницы уже на расстоянии в 400 метров. Известны случаи, когда «Ягдтигр» выдерживал концентрированный обстрел, продолжая безнаказанное вести огонь по танкам союзников. Например, в марте 1945 года группа немецких самоходок находясь в численном меньшинстве угораздила в американскую засаду недалеко от города Неккар. Итогом столкновения стало 11 горящих «Шерманов». Другим ярким примером успеха самоходок стал бой у Ланденбурга, где всего один «Ягдтигр» смог наколотить 25 танков союзников.

Машина получилась серьёзная.
Машина получилась серьёзная.

По итогу можно со всей уверенностью констатировать, что «Ягдтигр» был по истине грозной машиной в свой нише. Однако, переоценивать эффективность этого тевтонского стального чудовища всё-таки не стоит. Так как даже самые яркие успехи самоходки на тактическом уровне умножались на ноль её ценностью на оперативном и стратегическом уровне. Как и большинство других немецких «вундерваффе», новая САУ вышла крайне сложной и дорогой. Дополнительно ситуация осложнялась нарастающим дефицитом ресурсов и производственных мощностей. В серийное производство охотник на танки пошёл в 1944 году. При этом, по оптимистичным прогнозам, немецкая военщина надеялась увидеть целых… 150 таких машин. Даже в таком количестве грозная САУ едва ли оказалась бы полезной не только на стратегическом, но даже на оперативном уровне боевых действий. И это, не говоря о том, что сделали их ещё меньше – 81.

Но откровенно проблемная.
Но откровенно проблемная.

Отдельно стоит упомянуть, что у германского хищника помимо чисто экономических недостатков, были и технические. Конструкция машины была полная компромиссов и импровизаций, что вело к неоправданному увеличению массы. В итоге, перегруженными у «Ягдтигра» оказалась не только ходовая часть и трансмиссия, но и двигатель. Низкая мобильность, прожорливость и аварийность машины сделали её легкой добычей для авиации союзников и подвижных формирований. Хоть сколько-нибудь значительного влияния на боевые действия самоходка не оказала. Чего не скажешь о куда менее впечатляющих, но более рентабельных и массовых машинах вроде Т-34 и М4 «Шерман».

+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии