Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Когда речь заходит о самоходках Второй мировой войны, то большинство соотечественников первым делом вспоминает советские «Сухарики». Однако, у Германии, вопреки популярному стереотипу самоходок, было не меньше. Одних только StuG III на базе танка T-III в Германии выпустили более 9.2 тысяч. Для сравнения средние танки Т-III и T-IV вышли тиражами 6.1 и 8.5 тысяч, соответственно. Были у панцерваффе и куда более впечатляющие машины, чем тройка с 75-мм пушкой. Например, в середине войны немцы разработали противотанковую самоходку на шасси от «Тигра».
Лучше один лев, чем стадо баранов. Примерно так была вынуждена мыслить немецкая военщина в годы Второй мировой войны. Впрочем, любовь тевтонцев к разного рода «вундерваффе» была продиктована отнюдь не пафосными размышлениями, а ограниченностью ресурсов. Именно она толкала германскую военною машину к «интенсивному» развитию, вместо экстенсивного. Впрочем, интенсивность развития касалась лишь общей концепции: сделать один крутой танк вместо трёх средненьких. В то время как на чисто техническом уровне экстенсивных решений хватало и у немцев: нет качественной броневой стали – сделайте броню в три раза толще! На бумаге в таком подходе было много плюсов: экономия экипажей, экономия ГСМ, экономия производственных мощностей и т.д. Однако, на практике жестокая арифметика войны в очередной раз доказала, что пренебрегать массовостью – не стоит.
Идея создания сверхмощного охотника на танки появилась в головах тевтонских конструкторов ещё в 1942 году. В 1943 году в Германии стартовали работы по новой модели «Тигра». Шасси от будущего «Короля» решили заимствовать и для создававшейся параллельно охотницы. Идея была проста: создать сверхмощную и сверхзащищённую САУ, способную гарантированно поражать любые танки сил антигитлеровской коалиции на большой дистанции. Заимствованное самоходкой шасси от Тигра II практически ничем не отличалось от такового у оригинального тяжёлого танка: аналогичная компоновка, аналогичная трансмиссия, полностью идентичное бронирование, тот же двигатель в лице 650-сильного 12-цилиндрового Maybach HL 230. Единственным принципиальным отличием конструкции шасси самоходки в сравнении с первоначальным вариантом стало его удлинение на 300-мм. Практически без изменений в самоходку перекочевала и оригинальная ходовая часть Тигра II.
Куда сильнее от тяжёлого танка отличалась верхняя часть боевой машины. Если «Королевский тигр» в качестве орудия получил 88-мм нарезную KwK 43, то тяжелую самоходку было решено оснастить ещё более мощным орудием – 128-мм Pak 44 L/55, разработанным сумрачным немецким гением на базе крупнокалиберного зенитного орудия Flak 40. Как результат, самоходку пришлось оснащать большой неподвижной рубкой. Кстати, именно она стала главной причиной уже упомянутого удлинения шасси. И так как именно рубка воспринималась как наиболее уязвимая часть проекции самоходки, немцы со всей ответственностью подошли к её бронированию. Лобовую часть рубки прикрыли 250-мм корабельным броневым листом с наклоном в 15 градусов. Для сравнения, лобовая броня шасси Тигра II в самом толстом месте составляла всего 150 мм, правда угол наклона на этом участке достигал уже 50 градусов. Назвали новую машину «Ягдтигр» от немецких слов «охотник» (Jäger) и «тигр».
Что же получилось у немцев по итогу? Вплоть до конца Второй мировой войны пушка «Ягдтигра» уверенно поражала любой танк стран антигитлеровской коалиции на любой доступной эффективной дистанции. На расстоянии в 1 км 128-мм Pak 44 L/55 навылет прошивала 200 мм качественной брони с уклоном в 30 градусов. При этом благодаря 150-250-мм бронированию лобовой проекции самой самоходки, поразить её в ответ было практически не реально. Большинство союзных противотанковых средств оказывалось бесполезно против этой охотницы уже на расстоянии в 400 метров. Известны случаи, когда «Ягдтигр» выдерживал концентрированный обстрел, продолжая безнаказанное вести огонь по танкам союзников. Например, в марте 1945 года группа немецких самоходок находясь в численном меньшинстве угораздила в американскую засаду недалеко от города Неккар. Итогом столкновения стало 11 горящих «Шерманов». Другим ярким примером успеха самоходок стал бой у Ланденбурга, где всего один «Ягдтигр» смог наколотить 25 танков союзников.
По итогу можно со всей уверенностью констатировать, что «Ягдтигр» был по истине грозной машиной в свой нише. Однако, переоценивать эффективность этого тевтонского стального чудовища всё-таки не стоит. Так как даже самые яркие успехи самоходки на тактическом уровне умножались на ноль её ценностью на оперативном и стратегическом уровне. Как и большинство других немецких «вундерваффе», новая САУ вышла крайне сложной и дорогой. Дополнительно ситуация осложнялась нарастающим дефицитом ресурсов и производственных мощностей. В серийное производство охотник на танки пошёл в 1944 году. При этом, по оптимистичным прогнозам, немецкая военщина надеялась увидеть целых… 150 таких машин. Даже в таком количестве грозная САУ едва ли оказалась бы полезной не только на стратегическом, но даже на оперативном уровне боевых действий. И это, не говоря о том, что сделали их ещё меньше – 81.
Отдельно стоит упомянуть, что у германского хищника помимо чисто экономических недостатков, были и технические. Конструкция машины была полная компромиссов и импровизаций, что вело к неоправданному увеличению массы. В итоге, перегруженными у «Ягдтигра» оказалась не только ходовая часть и трансмиссия, но и двигатель. Низкая мобильность, прожорливость и аварийность машины сделали её легкой добычей для авиации союзников и подвижных формирований. Хоть сколько-нибудь значительного влияния на боевые действия самоходка не оказала. Чего не скажешь о куда менее впечатляющих, но более рентабельных и массовых машинах вроде Т-34 и М4 «Шерман».
Поделись видео:



