Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Как быстро вы можете зарядить электрокар? Зависит от типа зарядки (переменного или постоянного тока), мощности зарядки и возможностей самой батареи. Не каждая способна принять большой ток (плюс ещё результат зависит от достижения оптимальной рабочей температуры батареи). Производители тяговых аккумуляторова тут стараются: выпускают батареи, способные заряжаться током 3C, 4С, 5С, а к концу 2024-го BYD и CATL начнут выпуск аккумуляторов с зарядкой 6C (ток в шесть раз выше, чем ёмкость аккумулятора, выраженная в ампер-часах). И это просто литий-ионные.
Серийные твердотельные аккумуляторы не отстают. Так недавно Samsung SDI открыла пилотную линию по выпуску твердотельных ячеек с намерением сделать их массовыми к 2027 году. И для них заявлена “заправка 965 км за 9 минут” (около 1,8 км хода за секунду зарядки) при 20-летнем сроке службы.
Значит, темп наполнения “батарейки” всё больше зависит от возможностей зарядной колонки. Если это система переменного тока, то вряд ли вы увидите показатель больше 20 кВт. Мощности зарядных станций постоянного тока обычно — от 50 кВт и выше, и уже 50 кВт считаются зарядкой “быстрой”. А поскольку это пиковая мощность и в процессе зарядки реальная мощность меняется, то “электричку” с батареей в 50 кВт•ч вы наполните до 100% таким темпом часа за полтора, а с аккумом в 100 кВт•ч — часа за три. К счастью, существуют зарядки DC с отдачей 100, 120, 150 кВт и выше. В сети Tesla Supercharger колонки типа V3/V4 заряжают авто при мощности до 250 кВт (в перспективе будет намного выше), в европейской сети Ionity параметр составляет 350 кВт. В России столь мощных станций мало, но зато во Владикавказе недавно появилась 450-киловаттная зарядка.
Это уже очень быстро. Однако, ещё пару лет назад ряд китайских автопроизводителей демонстрировал зарядку “электричек” при мощности 480 кВт (в частности, GAC, Xpeng). Было показано наполнение батареи ёмкостью 70 кВт•ч с 30% до 80% за четыре минуты!
Но и это — далеко не финал. Производители машин и зарядных станций идут дальше. Как и исследователи. И теперь посмотрим на Топ-5 автомобильных зарядок (по мощности).
5. Всего 120? Да, но по воздуху!
Зарядный “коврик” с передающей катушкой и приёмная катушка индуктивности в нижней части автомобиля. Расстояние между ними — 15-30 см. Ничего подключать не нужно — просто поставить машину над “ковриком” и активировать беспроводную зарядку (подобно тому, как заряжается без проводов смартфон). Такие системы не новы, над ними работают разные компании и организации уж лет пятнадцать, как минимум (Audi, BMW, Daimler, Nissan, Rolls-Royce, Toyota, Volvo, Volkswagen, Renault, Qualcomm, Siemens, WiTricity, Cisco, Delphi, Evatran).
Даже есть коммерческие модели (как аксессуары aftermarket, а то и опция от самих производителей машин). Однако, мощности серийных таких зарядок невелики — до 12 кВт. Годится разве что для ночной “заправки” электрокара или гибрида в гараже.
Зато в 2024-м учёные из Окриджской национальной лаборатория (США) создали очень мощную беспроводную зарядку для электрокара и испытали её в кроссовере Hyundai Kona EV при мощности 100 кВт и на стенде при мощности 120 кВт! (Фото выше.) При этом КПД передачи энергии составил 96%. Очень высокий показатель. В перспективе подобные зарядные точки с беспроводной передачей могут украсить парковки или зоны остановки машин на светофорах, да ещё будут дополнены аналогичными беспроводными системами подвижной зарядки (на ходу, от дороги).
4. Кому зарядить 600?
Компания Huawei в 2023 году показала прототип, а потом и открыла общественную зарядную станцию мощностью 600 кВт (на парковке торгового центра в Шэньчжэне). На пике отдачи в батарею электрокара «заливается» по 1 км запаса хода в секунду (точный параметр зависит и от модели электрокара, если он вообще способен принимать эту мощность), или иначе батарея ёмкостью 100 кВт•ч будет заполнена за 10 минут до конца.
Пиковый ток тут достигает 600 А, а напряжение — до киловольта. Такую же станцию, при участии Enerji SA и Zebra, Huawei поставила в Турции. По отдаче установки Huawei слегка утёрла нос Nio, которая в 2022-м показала зарядку мощностью 500 кВт. Само собой, сейчас далеко не каждый электрокар сможет принять зарядку мощностью хотя бы в 350 кВт, но ситуация постоянно меняется.
3. Мегаватт для легковушки.
Мощность в мегаватт (1000 кВт) на одну машину — достижение зарядной станции Lantu VP1000 от Lantu Motors, она же Voyah (дочка компании Dongfeng Motor). Станция открыта в Ухане в сентябре 2024 года. Каждая её колонка может выдать до 1000 А, а напряжение регулируется в пределах от 200 до 1000 В. При максимальных параметрах Lantu VP1000 “заливает” через кабель с жидкостным охлаждением по 1,7 км запаса хода в секунду.
2. Грузовики в деле.
Tesla построила в США несколько экземпляров зарядок Megacharger мегаваттного уровня. Они адресованы тягачу Tesla Semi. Номинальный темп наполнения батареи — 644 км хода за 30 минут. Батарея в Semi — порядка 900 кВт•ч, запас хода — более 800 км. С учётом того, что расход энергии на километр пробега у электрической фуры куда выше, чем у легковушки, это прекрасный показатель.
А вот международная ассоциация CharIN (она объединяет 300 компаний из разных стран, включая ABB, Audi, BMW, BP, Shell, Dekra, Porsche, Ford, GM, Tesla, Nio, Lucid, Mercedes, MAN, Nissan, VW, Volvo, Magna, Bosch, Siemens) разработала и начала производство универсальных грузовых зарядных станций нового стандарта Megawatt Charging System (MCS). Как видно из названия, их номинальный уровень зарядки составляет один мегаватт, но пиковая мощность тут достигает 3,75 мегаватта (при напряжении до 1250 В и токе до 3000 А). Первые станции MCS уже есть в Европе.
1. Карьерный рост.
Совместный проект швейцарско-германского гиганта Liebherr и австралийской Fortescue — автономный электрический карьерный самосвал T 264, рассчитанный на 240 т породы, а также инфраструктура для него. Первые предсерийные образцы уже есть, в 2025-м и 2026-м они пройдут тесты на горнодобывающих предприятиях.
Нам тут интересна зарядка. У гиганта T 264 в последней версии тяговая батарея ёмкостью 3200 кВт•ч (3,2 МВт•ч). Это примерно как 32 Теслы. Сколько она будет наполняться? Всего от 12 до 58 минут! В зависимости от стартового уровня заряда и других условий. А всё потому, что партнёры разработали зарядку с пиковой мощностью в шесть мегаватт (6000 кВт)! Да ещё и в двух версиях — с ручным подключением кабеля и с робототехнической рукой, которая сама воткнёт “вилку” к приехавшему “оголодавшему” самосвалу-роботу. Представьте только какие нужны подводящие подстанции, чтобы обеспечить током одну зарядную колонку на шесть мегаватт. Зато самосвалы не будут простаивать часами, наполняя батареи.
Поделись видео: