Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Как бы удивительно это ни выглядело, но в 1960-е годы маленький ЗАЗ-965 реально продавался на экспорт в Европу. В этом нет ничего необычного — всё дело в цене. Сам по себе автомобильчик фактически был копией известной модели FIAT-600, и это довольно сильно сыграло в пользу советской машины.
Хотя, если быть точным, на экспорт собирали специальную версию «горбатого» — ЗАЗ-965Э и ЗАЗ-965АЭ. Автомобиль получал более качественное лакокрасочное покрытие на основе импортных красок, дополнительные молдинги и более мощный мотор на 30 лошадиных сил. И главное — собственное имя: Ялта (Jalta или Yalta).
Правда, машины отправляли не напрямую в торгующие компании, а бельгийской фирме-посреднику Scaldia-Volga, причём без отделки салона и сидений. Уже на этапе предпродажной подготовки ЗАЗ-Ялта получал новый интерьер, приёмник, пепельницу и фирменную резину.
Всего в Западной Европе, в основном в Бельгии и Финляндии, было продано несколько тысяч машин. А вот в странах Восточной Европы было реализовано несколько десятков тысяч ЗАЗ-965Э. В одной только Болгарии продали около 14 тысяч автомобилей.
Следующее поколение экспортных Запорожцев
Следующее поколение «Запорожцев» — те же ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — экспортировали по той же схеме. Большая часть машин реализовывалась в странах Варшавского договора под именем ZAZ-1200.
Правда, объём мотора на 40 лошадиных сил по документам был уменьшен с 1,2 литра до 1,1 литра, но на мощности это никак не сказалось. Была увеличена степень сжатия и рекомендован более высокооктановый бензин.
Плюс на экспортных версиях машины получали декор кузова и двухконтурную систему тормозов. Часть машин предполагалось продавать на внутреннем рынке СССР в качестве премиум-версии.
Но народ как-то неохотно брал экспортные «Запорожцы» на дорогом и дефицитном А-93, который на советских заправках нещадно разбавляли чем только могли.
Всего на экспорт было продано больше 100 тысяч ЗАЗ-968. В Польшу, например, ушло 71 тысяча автомобилей. Поляки с удовольствием брали «ушастого» из-за простого обслуживания, доступных и недорогих запчастей, которые можно было легко купить в приграничных с СССР районах. А вот ГДР и Венгрия машину брали немного и в основном по коммерческим соображениям.
Советский «Запорожец» славился огромным пробегом и выносливым двигателем, так что фермеры и мелкие владельцы магазинов, коммерсанты, сервисные службы часто переделывали его для своих целей. В Западной Европе больше всего ЗАЗ-968 ушло в Италию (8 тысяч машин) и Австрию (1424 единицы).
Проект Yalta 1000 с французским двигателем
Интересно, что советский «Автоэкспорт» заказал на базовом заводе «Коммунар» даже специальную версию «Запорожца» — Yalta 1000 с французским мотором на 0,9 литра и 50 лошадиных сил со стойками МакФерсон и дисковыми тормозами.
Но в серию машина не пошла, так как «Коммунар» не стал делать МакФерсоны — такая подвеска оказалась слишком дорогой и экономически невыгодной для предприятия. В общем, всё закончилось рекламой.
ЛуАЗ-969 — советский вездеход на экспорт
Кроме самих «горбатых» на технологической базе ЗАЗ-968 в СССР делали самый аскетичный в мире вездеход, известный как ЛуАЗ-969. Машины достаточно долго собирали в качестве санитарных автомобилей для Советской Армии, но в 1980-е стали продавать и гражданскому населению. Слава о вездеходности неказистого автомобильчика дошла и до Италии, где в то время активно рекламировали и продавали ЗАЗы.
Советский «Автоэкспорт» предложил машину одной из итальянских фирм, занимавшейся в то время закупками и переделками советских УАЗов для западного рынка. Но итальянцы поначалу отказались от ЛуАЗа, мотивируя своё решение дороговизной переделки машины.
Триумф на автосалоне в Турине
Советским чиновникам ничего не оставалось, как вывезти пару автомобилей на показ в итальянский Турин, где проходил один из самых престижных в мире автосалонов легковых вездеходов. Понятно, ЛуАЗы серьёзно подготовили технически и устранили все недостатки, но конструктивно это была обычная серийная машина.
В процессе смотрин и пробных заездов по настоящему бездорожью ЛуАЗ-969 легко вошёл в пятёрку самых проходимых. А при испытаниях на болотистой почве вообще оказался единственным, кто добрался до финиша.
Естественно, популярность машины взлетела до небес, появились предложения от сторонних производителей, и итальянцы мгновенно изменили своё решение. Новый автомобиль Volin 969 стали собирать на базе ЛуАЗ-969, но уже с фордовским двигателем и комфортабельным салоном. Как ни странно, но больше трети машин, проданных в далёкие 1980-е и 1990-е, всё ещё остаются на ходу.
Понятно, что это автомобили для рыбалки и охоты, но всё равно их владельцы берегут и ценят свои машины и часто даже участвуют в слётах ретроавтомобилей.
Поделись видео:


